Раздел: Молитва

Есть ли сунны до и после пятничной молитвы?

14.12.2011 | Автор:

Вопрос: На пятничной молитве произносят азан, затем люди совершают 2 или 4 раката. Затем снова произносят азан, и вслед за ним икаму. После завершения молитвы Джум’а, люди совершают еще два или четыре раката. В дополнение к этому, во время дуа имам поднимает руки, затем проводит ими по лицу, и все присутствующие повторяют это за ним.

Считается ли это нововведением? И если это бида’а, что я должен делать — просто смотреть на всех? После молитвы, имам делает коллективное дуа. Можно ли так делать?

Ответ: Хвала Аллаху…

В день Джум’а, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выходил из своего дома и поднимался на минбар. Затем муаззин делал азан, и после его завершения, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начинал свою хутбу. Если бы были какие-нибудь сунны перед молитвой Джум’а, он, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил бы об этом, и призвал бы совершать эту молитву после азана, и совершал бы ее сам. Но во время Пророка, перед хутбой не было ничего, кроме азана.

По этой причине, большинство имамов пришли к единому мнению, что перед пятничной молитвой нет регулярной сунна-молитвы, совершаемой в определенное время и с определенным количеством ракатов, которые были утверждены словами или действием Пророка. По этому поводу нет ни одного сообщения от него, да благословит его Аллах и приветствует. Это – мазхаб Малика и Шафии, и большинства его сподвижников, а также известное мнение в мазхабе Ахмада.

Аль-Иракъи сказал: «Я не видел у трех Имамов, чтобы они призывали к совершению сунны перед пятничной молитвой».

Мухьаддис аль-Албани сказал:

– Поэтому, в «Китаб аль-Умма» Имама аш-Шафи’и нет упоминания о так называемой сунне, его нет и в «аль-Масаиль» имама Ахьмада, и, насколько мне известно, его нет и у других Имамов, предшествовавших им.

Поэтому, я говорю: Те, кто совершают эту сунну, не следуют Пророку и не подражают Имамам, но подражают тем, кто пришел после них, и которые сами являются подражателями, а не муджтахидами. И я удивляюсь тем, кто подражает подражателям!  (См. «аль-Къавль аль-Мубин» 60, 347)

Между первым призывом на пятничную молитву и вторым призывом, должно быть достаточно времени, чтобы люди приготовились к молитве, а не короткий промежуток, достаточный лишь для того, чтобы совершить два раката или около того, как это делают в некоторых странах и мечетях.

Что касается совместного чтения дуа джамаатом за имамом, после молитвы, то на этот вопрос ответил Шейх Ибн Усаймин в «аль-Фатава» (стр. 368). Он сказал:

– Это бид’а, на которое нет указания от Пророка или его сподвижников. После молитвы предписано поминать Всевышнего Аллаха, как это велел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Азкары можно читать вслух, как сообщается в Сахихе аль-Бухари, в хадисе Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, люди повышали голос в чтении азкаров, после завершения предписанной молитвы».

Что касается молитвы после Джум’а, Ибн Къайим в «аз-Заад» (1/140) сказал:

– После молитвы Джум’а, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвращался к себе домой и совершал два раката сунны, и повелел тем, кто совершил Джум’а, молиться после нее четыре раката. Наш Шейх Абу Аббас, Ибн Теймийя сказал: «Если он совершает ее в мечети, он молится четыре раката, если совершает дома, он молится два раката». Я говорю: Именно на это указывают хадисы. Абу Дауд передал в своем «Сунан» (1130) от Ибн Умара, что когда он молился в мечети, совершал 4 раката, а когда молился дома, он совершал 2 раката.

Что касается протирания лица после дуа, нет достоверного хадиса, подтверждающего это действие. Более того, некоторые ученые сказали, что это нововведение. Смотри «Му’джам аль-Бид’а», стр. 127.

Ты не совершай бид’а и не принимай участия в ней, но наставляй людей и повелевай следовать Сунне, напоминай им и доводи до них шариатский хукм.

Мы просим Аллаха вести нас прямым путем, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.

Islam Q&A фатва № 6653
Перевод: sawab.info
Метки: ,
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.