Письменная фиксация сунны. Своды хадисов

09.09.2011 | Автор:

В первые годы существования ислама посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал записывать на одних и тех же листах его слова и аяты Корана, опасаясь, что люди станут принимать одно за другое. Передают со слов сподвижника Абу Са’ида аль-Худри, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не записывайте за мной, а кто записал что-либо, за исключением Корана, пусть сотрёт это». Хадис передал Муслим, № 3004.

Имам ан-Навави (мухаддис и комментатор «Сахиха» Муслима) сказал: «Этот запрет действовал в то время, когда были основания опасаться, что слова пророка смешаются с аятами Корана, но после того, как такая опасность миновала, он разрешил вести записи. Говорят, что записывать аяты Корана вместе со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, запрещалось только для того, чтобы они не смешивались друг с другом, и читатель не принимал одно за другое, а Аллах знает об этом лучше».

Итак, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил записывать то, что он говорил, когда миновала опасность смешения его слов с аятами Корана, а в день завоевания мусульманами Мекки он велел записать некоторые свои слова для сподвижника из Йемена по имени Абу Шах. Другой сподвижник, ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, записывал то, что он слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и к числу таких людей относились ‘Али ибн Абу Талиб и ‘Амр ибн Хазм, записавший то, что было сказано Пророком о долях наследства, выкупах за убитых и религиозных обычаях, которых мусульманам желательно придерживаться в соответствии с сунной. Был записан также хадис о закяте и минимальном размере имущества (нисаб), с которого он взимается. Абу Бакр вручил эту запись Анасу ибн Малику, которого он направил в Бахрейн для сбора закята.

Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том числе и четыре праведных халифа (?), уделяли большое внимание письменной фиксации хадисов. Со временем многие из них разъехались по разным странам, а когда халифом стал «Умар ибн ‘Абд-аль-‘Азиз ибн Марван (?), он разослал своим наместникам послания, в которых говорилось: «Ищите и собирайте хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Кроме того, он направил жителям Медины послание, в котором писал: «Ищите хадисы посланника Аллаха и записывайте их, ибо, поистине, боюсь я, что исчезнет знание и уйдут знающие».

Считается, что начало официальной письменной фиксации хадисов со слов знающих людей было положено в период правления ‘Умара ибн ‘Абд-аль-‘Азиза, но, как уже отмечалось выше, сподвижники записывали хадисы и раньше. Имам Малик ибн Анас (ум. 179/795) одним из первых стал классифицировать их по тематическому признаку, а его главный труд «Аль-Муватта» был разбит на книги и главы в соответствии с различными разделами фикха (?). Первым же, кто стал классифицировать хадисы по именам их передатчиков, иначе говоря, по иснадам (?), был Абу Давуд ибн Сулейман ибн аль-Джаруд ат-Таялиси (ум. 204/820).

Среди огромного количества хадисов, которые во многих случаях передавались по памяти, попадалось немало вымышленных. Вполне естественно, что в связи с этим самое пристальное внимание уделялось их достоверности, и постепенно в мусульманской науке сложилась особая дисциплина исследования — выявление степени достоверности хадисов через критику надёжности иснадов, качество которых рассматривалось как гарантия достоверности хадиса. Мухаддису (?), было важно установить наличие непрерывной цепи передатчиков, которые именовались риджаль (люди; мужи). По этой причине мухаддисы выясняли полные имена, годы жизни и факты биографии передатчиков, чтобы удостовериться в том, что они могли встречаться друг с другом, и дать оценку их нравственным качествам и способности правильно воспроизводить услышанное.

Проверка правдивости передатчиков хадисов получила название алъ-джарх ва-т-та’диль (отвод и подтверждение), а собирание и изучение всех доступных данных о мухаддисах привело к возникновению особого направления науки о хадисах, которое стали именовать ма’рифат ар-риджаль (знание о мужах). Со временем были составлены огромные справочники с биографиями передатчиков хадисов и указаниями на то, в какой мере они заслуживают доверия. Была разработана особая терминология, связанная с оценкой степени достоверности хадисов, которые в самом общем виде подразделяются на четыре группы: достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые (да’иф) и подложные (мауду’). При проверке хадисы классифицировались и по другим признакам в зависимости от особенностей иснада и матна, количества передатчиков, путей передачи и многих иных факторов. Разные своды хадисов отличались друг от друга по целому ряду признаков и классифицировались знатоками следующим образом:

1. Своды хадисов под общим названием «Джами’», например, «Аль-Джами’ ас-сахих» имама аль-Бухари. В этом труде были собраны хадисы по разным отраслям шариатского знания, в том числе по вероучению, установлениям Шариата, этике и толкованию Корана. Слово джами’ (свод; сборник) служит для обозначения любой книги, материал которой разбит на главы, посвящённые всем возможным темам, в том числе: догматам религии (‘акаид), видам поклонения (‘ибадат), взаимоотношениям между людьми (му’амалят) жизнеописаниям (сийар), достоинствам отдельных людей, тому, что смягчает сердца (рикак), искушениям (фитан) и сообщениям, касающимся Дня воскресения. К этой категории относится и «Сахих» имама Муслима, который, как и «Сахих» аль-Бухари, составлен по типу сборника «мусаннаф», то есть хадисы в нём расположены по определённым темам или предметам высказывания.

2. Своды хадисов под общим названием «Муснад», например, «Муснад» имама Ахмада ибн Ханбаля (ум. 241/855). В этом труде хадисы классифицируются по именам отдельных самых ранних их передатчиков. Слово муснад (упорядоченный по иснадам) служит для обозначения любой книги, в которой собраны хадисы, передававшиеся со слов каждого из сподвижников в отдельности независимо от темы хадиса.

3. Своды хадисов под общим названием «Сунан». Так называются книги, где хадисы, которые служат факихам источником для извлечения (истинбат) (?) установлений Шариата, сгруппированы по разным разделам фикха. Отличие этих трудов от сводов под общим названием «Джами’» заключается в отсутствии в них хадисов, имеющих отношение к религиозной догматике, жизнеописаниям, достоинствам отдельных людей и ряду других тем. Иными словами, составители этих сводов ограничивались только теми разделами, которые имеют отношение к фикху и установлениям Шариата. Примером такого свода может служить «Сунан» Абу Давуда.

4. Своды хадисов под общим названием «Му’джам», например, «Аль- Му’джам аль-кабир», «Аль-Му’джам аль-аусат» и «Аль-Му’джам ас-сагир» Абу аль-Касима Сулеймана ибн Айюба ат-Табарани (ум. 360/971). Словом му’джам (упорядоченный по алфавиту) обозначаются книги, в которых их составители классифицируют хадисы по именам своих шейхов, располагая их в большинстве случаев в алфавитном порядке, как, например, в вышеупомянутых сводах ат-Табарани.

5. Своды хадисов под общим названием «’Иляль». Так именуются книги, включающие в себя хадисы с дефектами и разъяснение их дефектов. Примером может служить сборник под названием «’Иляль» Ибн Абу Хатима (ум. 327/938) и сборник с таким же названием, составленный Абу аль-Хасаном ‘Али ибн ‘Умаром ад-Даракутни (ум. 385/995).

6. Своды хадисов под общим названием «Аджзаъ» (ед. ч. — джузъ). Слово джузъ (часть) — служит для обозначения любой небольшой по объёму книги, в которой собраны хадисы, передававшиеся одним передатчиком, или же хадисы по одной теме, являющейся предметом углублённого исследования. Примером может служить труд аль-Бухари под названием «Джуз’ раф’ аль-йадайн» (Часть о поднимании рук во время молитвы).

7. Своды хадисов под общим названием «Атраф». Так именуются книги, в которых сначала приводится конец каждого хадиса, являющийся указанием на его основную тему, а потом — либо полный иснад каждого матна, либо его часть. Примером может служить свод под названием «Тухфат аль-ашраф би-ма’рифат аль-атраф», состав-ленный Абу аль-Хаджжаджем аль-Миззи (ум. 742/1342).

8. Своды хадисов под общим названием «Мустадрак». Слово мустадрак (дополнение) используется для обозначения любой книги, в которой приводятся хадисы, не вошедшие в тот или иной свод, но соответствующие условиям включённых в него хадисов и собранные составителем в качестве дополнения к этому своду. Примером может служить «Аль-Мустадрак ‘аля-с-сахихайн» Абу ‘Абдуллаха Мухаммада ибн ‘Абдуллаха аль-Хакима ан-Нишапури (321-405/933-1014). В этом своде он собрал достоверные хадисы, которые служат дополнением к «Сахихам» аль-Бухари и Муслима и отвечают их условиям достоверности.

9. Своды хадисов под общим названием «Мустахрадж». Слово мустахрадж (извлечение) служит для обозначения любого труда, в котором один составитель приводит хадисы из свода другого, но снабжает их иными иснадами. При этом у них может быть общий шейх или же шейх их шейхов. Примером может служить сборник под названием «Аль-Мустахрадж ‘аля-с-сахихайн» Абу Ну’айма аль- Асбахани (ум. 430/1038).

Из предисловия к книге "Сахих Имама Муслима"
Владимир Абдулла Нирша
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.