Причины, время и место возникновения нововведений
Возникновение нововведений в жизни мусульман и причины, в силу которых они возникли.
Возникновение новшеств в жизни мусульман. Этот вопрос следует разделить на два подвопроса: Первый: время возникновения нововведений: Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа, да помилует его Аллах, сказал (“Собрание фатв”, 10/354):
— Знай, что в основном все нововведения, имеющие отношения к убеждениям и поклонению, возникли в конце периода правления праведных халифов, и именно это имел в виду Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший:
«Если кто-нибудь из вас долго проживет, то увидит много противоречий, вам же следует придерживаться моей Сунны и Сунны праведных, ведомых верным путем халифов». (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).
Первые нововведения были связаны с деятельностью кадаритов, мурджиитов, шиитов и хариджитов. Когда после убийства Усмана возник раскол, появились нововведения хариджитов, а к концу жизни таких сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, как Ибн Умар, Ибн Аббас, Джабир и другие, зародилось учение кадаритов. Примерно к тому же времени относится и начало деятельности мурджиитов. Что же касается джахмитов, то они появились уже в конце эпохи табиунов, после смерти Умара ибн Абд ал-Азиза, и передают, что он уже предупреждал об их деятельности. Что касается самого Джахма, то он жил в Хорасане в период правления халифа Хишама ибн Абд аль-Малика.
Эти нововведения появились во II веке хиджры при жизни сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые отвергли тех, кто был их инициатором. Затем появились нововведения мутазилитов, в мусульманском мире началась смута, появились разногласия и люди стали склоняться к нововведениям и следованию собственным страстям, а после того, как миновали лучшие века, возникли нововведения, связанные с суфизмом, то есть с тарикатом и возведением сооружений над могилами, и чем больше проходило времени, тем больше возникало нововведений и тем более разнообразными они становились.
Второй: место возникновения нововведений.
Нововведения или же ереси возникали в разных мусульманских странах. Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал: «Насчитывается пять крупных областей, в которых жили сподвижники Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и которые стали источником знания и веры: это Мекка и Медина, оба Ирака (Куфа и Басра) и Шам («Шам» — это историческое название территории, на которой ныне расположены Сирия, Иордания и Палестина). Отсюда стали распространяться науки о Коране, хадисах, фикхе, поклонении и тому подобные исламские науки.
Однако все эти же места, за исключеним города Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — Медины, стали и местами возникновения и распространения основных нововведений и ересей. В Куфе возникли и распространились за ее пределы шиитское и мурджиитское течения, в Басре появились и распространились оттуда кадариты и мутазилиты, и там же возникло движение нечестивого отшельничества. Что же касается учения джахмитов, являющегося наихудшей из всех ересей, то оно возникло в некоторых из областей Хорасана.
Чем удаленнее от города Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, была страна, тем больше там возникало нововведений. А когда произошел раскол общины после убийства Усмана, началось движение хариджитов. Но город Пророка Медина оставалась свободной от этого, а если кто-нибудь там начинал склоняться к подобному, то это ничего, кроме презрения и порицания у населения города, не вызывало. Там существовали кадариты и другие, но в Медине такие люди были унижены и подвергались давлению со стороны в отличие от шиитов и мурджиитов в Куфе, мутазилитов и аскетов в Басре и насибитов в Шаме, открыто действовавших в названных местах.
В достоверном хадисе приводятся слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал, что Даджжал не сможет вступить в Медину, которая продолжала оставаться оплотом знания и веры до самой эпохи последователей Малика, живших в IV веке хиджры . “Собрание фатв”, 20/300-303.
Что же касается первых трех наилучших веков, то в Медине, безусловно, не возникло никаких нововведений и никакие новшества, затрагивающие основы религии, не распространялись оттуда, как это было с другими городами.
Причины, в силу которых возникли нововведения
Нет сомнений в том, что средство спасения от разного рода новшеств и заблуждений состоит в том, чтобы придерживаться Корана и Сунны, а Аллах Всевышний сказал: «И это — Моя дорога прямая; и следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги». «Скот», 153.
Эти слова разъяснил сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о чем нам известно из рассказа Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал:
«Однажды, когда мы находились у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он провел по земле черту и сказал: «Это — путь Аллаха», — после чего он начертил множество других линий справа и слева от нее, сказав: «А это — другие пути, на каждом из которых находится шайтан, призывающий людей вступить на него», — а потом он прочел такой аят: «И это — Моя дорога прямая; и следуйте же по ней и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его дороги. Это Он завещал вам, — может быть, вы будете богобоязненны!». (Этот хадис приводят Ахмад, Ибн Хаббат, ал-Хаким и другие).
Таким образом, за тех, кто отстраняется от Корана и Сунны, начинают борьбу последователи вводящих в заблуждение путей и новоизобретенных ересей.
В основном причины, которые привели к возникновению нововведений, состоят в следующем: это неведение об установлениях религии, следование своих страстям, слепая приверженность определенным взглядам и людям и подражание неверным и их традициям. Рассмотрим каждую из этих причин более подробно:
Неведение об установлениях религии.
Чем больше проходит времени и чем больше удаляются люди от времени пророчества, тем меньше остается знания и тем большее распространение получает невежество, о чем говорил и сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-нибудь из вас долго проживет, то увидит много противоречий…». (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).
Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Поистине, Аллах не забирает у людей знание, просто лишая его своих рабов, но Он забирает знание у людей, забирая к себе ученых (они все умрут), а когда Он не оставит в живых ни одного ученого, люди изберут для себя невежественных руководителей, которых будут спрашивать о важном, а те станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!». («Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Ничто, кроме знания и знающих, не может противостоять нововведениям, а если и то, и другое исчезает, то нововведения получают возможность возникать и распространяться, а те, кто им следует, получают возможность активизироваться.
Следование своим страстям.
Собственным страстям следует тот, кто отстраняется от Корана и Сунны, как сказал об этом Всевышний: «Если же они не ответят тебе, то знай, что они следуют только своими страстям. А кто более сбит с пути, чем тот, кто следует своей страсти без руководства от Аллаха?». «Рассказ», 50.
Всевышний также сказал: «Разве ты не видел того, кто избрал своим богом низменное желание; кого Аллах, исходя из Своего знания, сбил с пути, наложил на его уши и сердце печать, а на глаза опустил завесу? Кто же наставит его на прямой путь после того, что сделал с ним Аллах? Неужели же вы (т. е. неверные) не образумитесь?». «Коленопреклоненная», 23.
И, поистине, новшества являются порождением страсти, за которой следуют люди.
Слепая приверженность определенным взглядам и людям.
Это именно то, что мешает человеку следовать ясным указаниям и познавать истину, а Всевышний сказал: «И когда скажут им: «Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!», — они говорят: «Нет, мы последуем за тем, чего придерживались наши отцы». «Корова», 170.
Сегодня это свойственно некоторым фанатикам из числа суфиев, то есть тарикатистов и поклоняющихся могилам, так как, когда их призывают к следованию Корану и Сунне и отказу от их собственной традиции, противоречащей этим источникам, они отвергают это, ссылаясь на свои религиозные учения, своих шейхов, отцов и дедов.
Подражание неверным.
Такое подражание, скорее чем что бы то ни было иное, приводит людей к нововведениям, о чем свидетельствует хадис, предаваемый со слов Абу Вакида аль-Лайси, который сказал:
«Спустя немного времени после того, как мы приняли Ислам, мы вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, двинулись на Хунайн, а у многобожников было дерево, возле которого они проводили много времени, подвешивая на него свое оружие (это они делали в порядке традиционного поклонения), и они называли его Зат анват («Обладающая подвесками»). И когда мы проходили мимо этого дерева, то сказали: «О Посланник Аллаха, сделай для нас такую же Зат анват, как и у них». В ответ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах велик! Поистине, всюду одни и те же законы! Клянусь Тем, в чьих руках душа моя, вы сейчас сказали то же самое, что сказали сыны исраиля Мусе, а они сказали: «О Муса! Сделай нам бога — такого бога, как у них», — и он сказал: «Поистине, вы — люди невежественные!» («Преграды», 138). Истинно, непременно вы последуете по стопам тех, кто был до вас». (Этот хадис приводит ат-Тирмизи).
В этом хадисе указывается на то, что подражание неверным, которых они застали на новом месте, куда они переселились, заставило сынов исраиля обратиться к Мусе со столь отвратительной просьбой, а именно — сделать им бога, которому они стали бы поклоняться, и то же самое подтолкнуло некоторых из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, обратиться к нему с просьбой о том, чтобы он выбрал для них какое-нибудь дерево, у которого они стали бы испрашивать благословения помимо Аллаха.
То же самое происходит и сегодня, ибо большинство мусульман стало подражать неверным по части нововведений и поступков, свойственных для язычников. Речь идет об устроении праздников по случаю дня рождения, выделении особых дней и недель для тех или иных обрядов поклонения, устроении разного рода религиозных праздников, годовщин и юбилеев, воздвижении изваяний и памятников, организации траурных собраний, изобретении всяких новшеств в траурных церемониях, возведении строений на могилах, водружении дорогих памятников, иной раз мраморных у изголовьев покойных, и тому подобных вещах.
Шайх Салих Фавзан, "Книга Единобожия" Подготовил: sawab.info