Действительна ли молитва в брюках?
Всевышний Аллах велел тем, кто собирается совершить молитву, красиво одеваться (перевод смысла): «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (Коран, 7:31).
Таким образом, молящемуся предписано украсить себя для молитвы, а не то, что делают некоторые мусульмане – молятся в пижаме или в рабочей одежде. Поистине, Аллах прекрасен и любит красоту.
Ученые считают минимальным уровнем украшения – прикрытие аврата, поэтому они указали, что прикрытие аврата является одним из условий действительности молитвы.
В их словах «прикрытие аврата» имеется в виду, что это ваджиб, при соблюдении которого достигается действительность молитвы, даже если это узкая одежда, выдающая аврат.
Этот вопрос ясно изложили ученые различных школ фикха (мазхабов). Далее приводятся их мнения:
- Ханафитский мазхаб.
В «ад-Дурр аль-Мухтар» (2/84) сказано: «И не вредит (молитве) его облегание и очертание форм». Имеется в виду одежда, которую надевают для молитвы.
Ибн ‘Абидин в своем комментарии к этой книге сказал: «В словах “не вредит его облегание” имеется в виду облегание, например, ягодиц. Если одежда из плотной ткани, через которую не видно цвета кожи, но она плотно прилегает к телу, подчеркивая его формы, то нельзя отрицать действительность молитвы, поскольку прикрытие аврата имеет место».
- Шафиитский мазхаб.
Ан-Навави в «аль-Маджму’» (3/176) сказал: «Если не видно цвета кожи, но заметны очертания частей тела, подобно бедрам, ягодицам и так далее, то молитва действительна, поскольку аврат прикрыт. Ад-Дарими и автор книги «аль-Байан» сказали, что молитва не действительна, если видны очертания тела, но это очевидная ошибка».
- Маликитский мазхаб.
В «аль-Фаваких ад-Давани» (1/216) сказано: «“Мужчинам дозволено молиться в одной одежде”, желательным условием является, чтобы она была из плотной ткани, не облегала тело и не просвечивала – в противном случае она нежелательна – и чтобы закрывала все тело. Если одежда прикрывает только аврат или выдает очертания аврата, то нежелательно (макрух) молиться в ней, и следует повторить молитву, если ее время не вышло».
Он сказал, что молиться в облегающей аврат одежде нежелательно, а не запрещено.
В «Хашия ад-Дусукъи» сказано, что молитва в одежде, которая показывает форму аврата, действительна, но нежелательна (макрух танзихи), и желательно повторить молитву, если осталось достаточно времени».
В «Бульга ас-Салик» (1/283) сказано: «Необходимо, чтобы она была из плотной и непросвечивающей ткани, через которую не видно при первом взгляде, или вообще ничего не видно, или видно только при внимательном рассмотрении. Если через нее видно при первом же взгляде, то это как если бы одежды вообще не было (то есть, как если бы он молился голым, поскольку отсутствует надлежащее прикрытие аврата). Что касается одежды, через которую видно при пристальном взгляде, то молитву нужно повторить, если ее время не вышло, как в случае с одеждой, которая выдает форму аврата, поскольку молитва в ней нежелательна, согласно более надежному мнению».
- Ханбалитский мазхаб.
Аль-Бахути, да помилует его Аллах, сказал в «ар-Равд аль-Марби’» (1/494): «Необязательно, чтобы одежда не облегала тело, поскольку этого невозможно избежать».
Ибн Къасим, в комментариях к этой книге относительно вышеприведенных слов аль-Бахути сказал: «В полном соответствии (с мнениями трех имамов – Абу Ханифы, Малика и аш-Шафии)». То есть, мнение имама Ахмада относительно этого вопроса совпадает с мнениями трех этих имамов.
Ибн Къудама в «аль-Мугни» (2/287) сказал: «Если через одежду не видно цвета кожи, но она выдает формы тела, то молиться в ней можно, поскольку этого невозможно избежать (то есть прилегания одежды к телу)».
Аль-Мардави в «аль-Инсаф» (1/471) сказал: «Аль-Маджд Ибн Таймиййа сказал: Женщине нежелательно (макрух) натягивать что-либо поверх одежды (например, пояс), чтобы не выдавать формы тела. Ибн Тамим и др. сказали: Нежелательно (макрух) женщине молиться с перевязанной талией».
Шейх Саййид Сабикъ в «Фикъ ас-Сунна» (1/97) сказал: «Одежда обязательно должна прикрывать аврат, даже если она плотно прилегает, подчеркивая формы аврата».
Это были слова ученых о молитве в узкой одежде, подчеркивающей формы аврата, которые однозначно говорят о действительности молитвы.
Но это ни в коем случае не является призывом облачиться в узкие одежды. Прилегающую одежду не следует одевать и тем более молиться в таком виде, поскольку это противоречит повелению украшать себя для молитвы. Вопрос лишь в том, действительна ли молитва в узкой одежде, или нет.
В своей фетве достопочтенный шейх Солих аль-Фавзан сказал, что женщина совершает грех, надевая для молитвы узкую одежду, подчеркивающую ее аврат:
«Женщине нельзя одевать узкую одежду, которая выдает формы тела, бедер и очертания фигуры. Узкую одежду нельзя надевать и мужчинам, но по отношению к женщинам этот запрет более серьезный, поскольку искушение от них так же сильнее.
Что касается непосредственно молитвы, то если человек молится с прикрытым авратом, молитва сама по себе действительна, но молящийся в узкой одежде допускает грех, поскольку тем самым нарушает одно из предписаний молитвы. Это одна из сторон вопроса. С другой стороны, это является причиной обольщения и притягивает взоры, особенно, в случае женщин. Поэтому она обязана прикрываться свободной, широкой одеждой, которая не выдает очертания тела и не привлекает внимание. Она не должна быть из тонкой или просвечивающей ткани, и должна полностью и надлежащим образом прикрывать женщину». Конец цитаты из «аль-Мунтакъа мин Фатава аш-Шейх Салих аль-Фавзан» (3/454).
И некоторые ученые сказали, что в словах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «полуголые женщины (, которые не почувствуют даже запаха Рая)» имеется в виду, что они одеваются в узкие одежды.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Islam Q&A, фетва № 46529 Перевод: sawab.info