«У шайтана нет такого (сильного) оружия против человека, как страх перед бедностью. Когда такой страх охватывает сердце человека, он отказывается от истины, начинает говорить потакая своей прихоти и плохо думать о своем Господе» — Суфйан ас-Саури.
«Задумайтесь и совершайте (благодеяния) прежде, чем вы будете сожалеть. И не обольщайтесь этим миром. Поистине, здоровые в нем заболевают, молодые — стареют, новое — изнашивается, а его наслаждения — преходящи» — аль-Фудейл ибн ‘Ийад
«Таков Всевышний Аллах: лишая верующего чего-то в этом мире, Он дает ему взамен нечто лучшее и более полезное. Причем это только для верующего. Всевышний Аллах лишает его чего-то незначительного и ничтожного, чего Он не желает для него, и дарует ему взамен нечто лучшее и более ценное. Но раб Аллаха, не ведающий о том, что лучше для него и не знающий щедрости Господа, Его мудрости и доброты, не понимает превосходства того, что ему было даровано, над тем, чего он был лишен. Он жаждет близкое, даже если оно низко и ничтожно, и мало стремиться к далекому, даже если оно велико и возвышенно». — Ибн аль-Къаййим.
«Одна из самых удивительных вещей на свете: знать Аллаха и не любить при этом, слышать Его глашатая и медлить с ответом, знать об огромной прибыли, которую приносят сделки, заключаемые с Ним, и при этом заключать их с кем-то другим, знать о том, насколько страшен Его гнев, и при этом навлекать на себя этот гнев, вкушать одиночество и отдаленность от Него по причине ослушания и не стремиться приблизиться к Нему посредством покорности Ему, ощущать стесненность в сердце из-за погружения не в Его повествование и не в беседы о Нем и при этом не стремиться расширить грудь свою посредством поминания Его и тайной беседы с Ним, вкушать мучения, которые Причиняет привязанность сердцем не к Нему, и не бежать от этих мучений к блаженству устремления к Нему и смирения пред Ним. Но еще более удивительно, когда ты знаешь, что не можешь обойтись без Него и крайне нуждаешься в Нем, и при этом отворачиваешься от Него и стремишься к тому, что отдаляет тебя от Него». — Ибн аль-Къаййим.
«Искренность есть сознательное проявление повиновения одному лишь Аллаху, когда человек хочет только приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью своего повиновения, проявляя его ни из притворства перед кем-либо из сотворенных существ, ни ради похвалы людей, ни из любви к их восхвалениям, ни из-за чего-либо иного, а только ради того, чтобы приблизиться к Аллаху». — Абу ал-Касим ал-Кушайри.
«Поистине, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (сура 17 «ал-Исра», аят 36).
Ибн ал-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Устремись к Аллаху и требуй этого от своего глаза, слуха, сердца и от языка, и да не уклонятся от этого эти четыре (органа), ибо тот, кому Аллах помогает устремиться к Нему, делает это посредством их, и тому, кому не удается сделать это, потому что Аллах оставляет их без помощи, также не удается сделать это именно их посредством. Тот, кому Всевышний оказывает помощь, слышит, видит, говорит и берет что-то благодаря своему Господу, а тот, кого Он оставляет без помощи и поддержки, совершает те же самые действия в угоду душе своей и страстям своим».
«Клянусь Аллахом, когда Адам ослушался Господа, ему не принесло пользы ни величие: «Падите ниц» (сура 2 «Корова», аят 34), ни почет: «И Он научил Адама…» (сура 2 «Корова», аят 31), ни особенность: «кого Я сотворил Своими обеими Руками» (сура 38 «Сад», аят 75), ни гордость: «и вдохнул в него от Моего духа» (сура 15 «Хиджр», аят 29), но ему принесло пользу смирение: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе…» (сура 7 «Преграды», аят 23)». — Ибн ал-Каййим.
«Бедный потомок Адама! Если бы он боялся Ада так же, как он боится бедности, он спасся бы от них обоих! Если бы он стремился к Раю так же, как он стремится к богатству, он приобрел бы их обоих! Если бы он в сердце боялся Аллаха так же, как он опасается людей в своем поведении, он был бы счастлив и в этом мире и в последней жизни» — Имам ал-Газали.
Стражник, охранявший имама Ахмада ибн Ханбала спросил его о хадисе: «О Абу Абдуллах, хадис в котором говорится об угнетателе и тех, кто помогает ему – он достоверный?» Он сказал: – «Да». Тюремщик тогда сказал: «Так что же, я считаюсь помощником тирана?» Имам Ахмад сказал: «Нет, помощники тирана, это те, кто расчесывает тебя, стирает твою одежду, готовит тебе еду, и покупает и продает у тебя. Что касается тебя, то ты сам и есть один из тиранов». (Ибн аль Джавзи «Мунакъаб ал имам Ахмад», раздел 69 стр. 431).
«Необходимо знать, что довольство и любовь Аллаха нельзя снискать причинением мучений самому себе и устремлением к трудностям. Некоторые невежды полагают, что чем труднее деяние, тем оно лучше, и что величина награды всегда зависит от степени трудностей. Нет! Величина награды за деяние зависит от той ПОЛЬЗЫ, которую оно приносит».
Выдающийся хадисовед и автор сборников хадисов имам Абу Давуд говорил: “Я записал пятьсот тысяч хадисов от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и из них я выбрал для этой книги («Сунан Аби Дауд») четыре тысячи восемьсот хадисов, однако человеку для его религии достаточно из них четырех хадисов! Один из них, это слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, деяния оцениваются по намерениям». Второй – его слова: «Один из признаков соблюдения ислама должным образом — когда человек не вмешивается в то, что его не касается». Третий: «Не будет человек верующим до тех пор, пока не пожелает брату своему то, что желает самому себе». И четвертый: «Все дозволенное понятно, и все запрещенное понятно, но между ними есть много сомнительного, о котором большинство людей не ведает…»
Если призывающий закрывает людям дверь к порицаемому, он обязательно должен открыть для них дверь к благому. И он не должен говорить: «Это харам», и замолчать, однако должен сказать: «Это харам, но делай так-то и так-то», указав на дозволенное взамен запретного.
Мухаммад Ибн Салих Аль-Усеймин, да помилует его Аллах.
Суфьян ибн Хусайн рассказывал:
«Однажды я сказал плохое об одном человеке перед Иясом ибн Му’авией. Тогда он посмотрел мне в лицо и спросил:
«Ты совершал военный поход на римлян?»
Я сказал: «Нет».
Он спросил: «А на синдхов, индусов или турков?!»
Я сказал: «Нет».
Тогда он сказал: «Спаслись от тебя римляне, синдхи, индусы и турки, а твой брат-мусульманин не смог спастись от тебя?!” И после этого я больше так не поступал».
Однажды спросили Хасана аль-Басри, в чем секрет его благочестия. И он ответил: «Я узнал, что мой ризк (удел, пропитание) никто не возьмет, кроме меня, и успокоилось мое сердце; что мою работу никто не сделает, кроме меня, и поэтому занялся ею; и я узнал, что Аллах видит меня повсюду, и постеснялся, чтоб Он увидел меня в грехе; и я узнал, что смерть — истина, поэтому готовлюсь к встрече с моим Господом».
Не стремись к похвале тех, чья похвала не украшает тебя и не обращай внимание на порицания тех, чье порицание не позорит тебя. Старайся заслужить похвалу Того, Чья похвала содержит в себе все украшение, а позор, лишь в Его порицании.
Это возможно осуществить только благодаря терпению и глубокой убежденности. Если же ты утратишь терпение и убежденность, то ты уподобишься тому, кто решил отправиться в путь по морю без лодки. Всевышний Аллах сказал (перевод смысла):
«Будь же терпелив, ведь обещание Аллаха истинно. И пусть те, которые лишены убежденности, не находят тебя легковесным (не отвращают тебя от религии)». (сура 30 «ар-Рум», аят 60).
До Умара ибн Абдуль-Азиза (которого ученные назвали пятым праведным халифом) дошло, что его сын купил перстень стоимостью в 1 тысячу дирхамов. Он сразу же написал сыну приказ: «До меня дошло, что ты купил перстень за 1 тысячу дирхамов… Продай его, а на вырученные деньги накорми 1 тысячу голодных, и взамен купи себе железный перстень, за 1 дирхам, и напиши на нем: «Да смилостивится Аллах над тем, кто знает свое место!». (Из тафсира Корана Аль-Куртуби)
Сообщается, что сельджукский визирь Низам аль-Мульк (ум. 485/1092) ежегодно расходовал из государственной казны 600 тысяч динаров на развитие образования и содержание улемов. А когда султан Малик-шах укорил его за то, что он расходовал средства, предназначавшиеся для армии, на тех, кто не приносит государству никакой пользы, он сказал: «Я создал для тебя армию, которая зовётся войском ночи. По ночам, когда твои воины спят, воины ночи поднимаются и выстраиваются в ряды перед своим Господом. Они рыдают, взывают с мольбами и воздевают руки к Аллаху, молясь за тебя и за твоих воинов. Ты и твои воины находитесь под их защитой, проявляете стойкость благодаря их мольбам, удостаиваетесь дождя и пропитания благодаря их благодати, и стрелы их молитв и смирения проходят сквозь седьмое небо». (Ат-Туртуши. Сирадж аль-мулюк. С. 514-515.)
Sawab пишет:
04.03.2014 в 14:23«У шайтана нет такого (сильного) оружия против человека, как страх перед бедностью. Когда такой страх охватывает сердце человека, он отказывается от истины, начинает говорить потакая своей прихоти и плохо думать о своем Господе» — Суфйан ас-Саури.
Sawab пишет:
03.03.2014 в 17:08«Не проси ни о чем никого, кроме Господа, ибо для раба просить о чем-то кого-то, кроме своего господина, — значит оскорблять его» — Ибн аль-Каййим.
Sawab пишет:
01.03.2014 в 13:51«Задумайтесь и совершайте (благодеяния) прежде, чем вы будете сожалеть. И не обольщайтесь этим миром. Поистине, здоровые в нем заболевают, молодые — стареют, новое — изнашивается, а его наслаждения — преходящи» — аль-Фудейл ибн ‘Ийад
Sawab пишет:
19.02.2014 в 16:11«Таков Всевышний Аллах: лишая верующего чего-то в этом мире, Он дает ему взамен нечто лучшее и более полезное. Причем это только для верующего. Всевышний Аллах лишает его чего-то незначительного и ничтожного, чего Он не желает для него, и дарует ему взамен нечто лучшее и более ценное. Но раб Аллаха, не ведающий о том, что лучше для него и не знающий щедрости Господа, Его мудрости и доброты, не понимает превосходства того, что ему было даровано, над тем, чего он был лишен. Он жаждет близкое, даже если оно низко и ничтожно, и мало стремиться к далекому, даже если оно велико и возвышенно». — Ибн аль-Къаййим.
Sawab пишет:
13.02.2014 в 14:47«Одна из самых удивительных вещей на свете: знать Аллаха и не любить при этом, слышать Его глашатая и медлить с ответом, знать об огромной прибыли, которую приносят сделки, заключаемые с Ним, и при этом заключать их с кем-то другим, знать о том, насколько страшен Его гнев, и при этом навлекать на себя этот гнев, вкушать одиночество и отдаленность от Него по причине ослушания и не стремиться приблизиться к Нему посредством покорности Ему, ощущать стесненность в сердце из-за погружения не в Его повествование и не в беседы о Нем и при этом не стремиться расширить грудь свою посредством поминания Его и тайной беседы с Ним, вкушать мучения, которые Причиняет привязанность сердцем не к Нему, и не бежать от этих мучений к блаженству устремления к Нему и смирения пред Ним. Но еще более удивительно, когда ты знаешь, что не можешь обойтись без Него и крайне нуждаешься в Нем, и при этом отворачиваешься от Него и стремишься к тому, что отдаляет тебя от Него». — Ибн аль-Къаййим.
Sawab пишет:
10.02.2014 в 13:56«Искренность есть сознательное проявление повиновения одному лишь Аллаху, когда человек хочет только приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью своего повиновения, проявляя его ни из притворства перед кем-либо из сотворенных существ, ни ради похвалы людей, ни из любви к их восхвалениям, ни из-за чего-либо иного, а только ради того, чтобы приблизиться к Аллаху». — Абу ал-Касим ал-Кушайри.
Sawab пишет:
08.02.2014 в 14:37«Поистине, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (сура 17 «ал-Исра», аят 36).
Ибн ал-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Устремись к Аллаху и требуй этого от своего глаза, слуха, сердца и от языка, и да не уклонятся от этого эти четыре (органа), ибо тот, кому Аллах помогает устремиться к Нему, делает это посредством их, и тому, кому не удается сделать это, потому что Аллах оставляет их без помощи, также не удается сделать это именно их посредством. Тот, кому Всевышний оказывает помощь, слышит, видит, говорит и берет что-то благодаря своему Господу, а тот, кого Он оставляет без помощи и поддержки, совершает те же самые действия в угоду душе своей и страстям своим».
Sawab пишет:
07.02.2014 в 14:16«Клянусь Аллахом, когда Адам ослушался Господа, ему не принесло пользы ни величие: «Падите ниц» (сура 2 «Корова», аят 34), ни почет: «И Он научил Адама…» (сура 2 «Корова», аят 31), ни особенность: «кого Я сотворил Своими обеими Руками» (сура 38 «Сад», аят 75), ни гордость: «и вдохнул в него от Моего духа» (сура 15 «Хиджр», аят 29), но ему принесло пользу смирение: «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе…» (сура 7 «Преграды», аят 23)». — Ибн ал-Каййим.
Sawab пишет:
06.02.2014 в 02:08«Бедный потомок Адама! Если бы он боялся Ада так же, как он боится бедности, он спасся бы от них обоих! Если бы он стремился к Раю так же, как он стремится к богатству, он приобрел бы их обоих! Если бы он в сердце боялся Аллаха так же, как он опасается людей в своем поведении, он был бы счастлив и в этом мире и в последней жизни» — Имам ал-Газали.
Sawab пишет:
03.02.2014 в 23:57Стражник, охранявший имама Ахмада ибн Ханбала спросил его о хадисе: «О Абу Абдуллах, хадис в котором говорится об угнетателе и тех, кто помогает ему – он достоверный?» Он сказал: – «Да». Тюремщик тогда сказал: «Так что же, я считаюсь помощником тирана?» Имам Ахмад сказал: «Нет, помощники тирана, это те, кто расчесывает тебя, стирает твою одежду, готовит тебе еду, и покупает и продает у тебя. Что касается тебя, то ты сам и есть один из тиранов». (Ибн аль Джавзи «Мунакъаб ал имам Ахмад», раздел 69 стр. 431).
Sawab пишет:
30.01.2014 в 21:04Сказал шейхуль-Ислам Ибн Таймия (рахимахуЛлах)
«Необходимо знать, что довольство и любовь Аллаха нельзя снискать причинением мучений самому себе и устремлением к трудностям. Некоторые невежды полагают, что чем труднее деяние, тем оно лучше, и что величина награды всегда зависит от степени трудностей. Нет! Величина награды за деяние зависит от той ПОЛЬЗЫ, которую оно приносит».
— См. «Маджму‘уль фатауа» 25/281.
Sawab пишет:
20.01.2014 в 21:45Выдающийся хадисовед и автор сборников хадисов имам Абу Давуд говорил: “Я записал пятьсот тысяч хадисов от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и из них я выбрал для этой книги («Сунан Аби Дауд») четыре тысячи восемьсот хадисов, однако человеку для его религии достаточно из них четырех хадисов! Один из них, это слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, деяния оцениваются по намерениям». Второй – его слова: «Один из признаков соблюдения ислама должным образом — когда человек не вмешивается в то, что его не касается». Третий: «Не будет человек верующим до тех пор, пока не пожелает брату своему то, что желает самому себе». И четвертый: «Все дозволенное понятно, и все запрещенное понятно, но между ними есть много сомнительного, о котором большинство людей не ведает…»
Sawab пишет:
11.01.2014 в 16:20Если призывающий закрывает людям дверь к порицаемому, он обязательно должен открыть для них дверь к благому. И он не должен говорить: «Это харам», и замолчать, однако должен сказать: «Это харам, но делай так-то и так-то», указав на дозволенное взамен запретного.
Мухаммад Ибн Салих Аль-Усеймин, да помилует его Аллах.
Sawab пишет:
11.01.2014 в 13:32Суфьян ибн Хусайн рассказывал:
«Однажды я сказал плохое об одном человеке перед Иясом ибн Му’авией. Тогда он посмотрел мне в лицо и спросил:
«Ты совершал военный поход на римлян?»
Я сказал: «Нет».
Он спросил: «А на синдхов, индусов или турков?!»
Я сказал: «Нет».
Тогда он сказал: «Спаслись от тебя римляне, синдхи, индусы и турки, а твой брат-мусульманин не смог спастись от тебя?!” И после этого я больше так не поступал».
Sawab пишет:
28.12.2013 в 22:34Однажды спросили Хасана аль-Басри, в чем секрет его благочестия. И он ответил: «Я узнал, что мой ризк (удел, пропитание) никто не возьмет, кроме меня, и успокоилось мое сердце; что мою работу никто не сделает, кроме меня, и поэтому занялся ею; и я узнал, что Аллах видит меня повсюду, и постеснялся, чтоб Он увидел меня в грехе; и я узнал, что смерть — истина, поэтому готовлюсь к встрече с моим Господом».
Sawab пишет:
22.12.2013 в 13:24Не стремись к похвале тех, чья похвала не украшает тебя и не обращай внимание на порицания тех, чье порицание не позорит тебя. Старайся заслужить похвалу Того, Чья похвала содержит в себе все украшение, а позор, лишь в Его порицании.
Это возможно осуществить только благодаря терпению и глубокой убежденности. Если же ты утратишь терпение и убежденность, то ты уподобишься тому, кто решил отправиться в путь по морю без лодки. Всевышний Аллах сказал (перевод смысла):
«Будь же терпелив, ведь обещание Аллаха истинно. И пусть те, которые лишены убежденности, не находят тебя легковесным (не отвращают тебя от религии)». (сура 30 «ар-Рум», аят 60).
Ибн аль-Каййим.
Sawab пишет:
18.12.2013 в 17:03До Умара ибн Абдуль-Азиза (которого ученные назвали пятым праведным халифом) дошло, что его сын купил перстень стоимостью в 1 тысячу дирхамов. Он сразу же написал сыну приказ: «До меня дошло, что ты купил перстень за 1 тысячу дирхамов… Продай его, а на вырученные деньги накорми 1 тысячу голодных, и взамен купи себе железный перстень, за 1 дирхам, и напиши на нем: «Да смилостивится Аллах над тем, кто знает свое место!». (Из тафсира Корана Аль-Куртуби)
Sawab пишет:
18.12.2013 в 16:40Халиф Умар бин Абд-аль-Азиз, да будет доволен им Аллах, говорил: «Тот, кто совершает дела, не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы».
Sawab пишет:
18.12.2013 в 16:39Сообщается, что сельджукский визирь Низам аль-Мульк (ум. 485/1092) ежегодно расходовал из государственной казны 600 тысяч динаров на развитие образования и содержание улемов. А когда султан Малик-шах укорил его за то, что он расходовал средства, предназначавшиеся для армии, на тех, кто не приносит государству никакой пользы, он сказал: «Я создал для тебя армию, которая зовётся войском ночи. По ночам, когда твои воины спят, воины ночи поднимаются и выстраиваются в ряды перед своим Господом. Они рыдают, взывают с мольбами и воздевают руки к Аллаху, молясь за тебя и за твоих воинов. Ты и твои воины находитесь под их защитой, проявляете стойкость благодаря их мольбам, удостаиваетесь дождя и пропитания благодаря их благодати, и стрелы их молитв и смирения проходят сквозь седьмое небо». (Ат-Туртуши. Сирадж аль-мулюк. С. 514-515.)
Sawab пишет:
18.12.2013 в 16:35«Верующий скрывает и советует, а нечестивец дискредитирует и унижает» (ал-Фудайл ибн Ийад).