Покупка и перепродажа краденого

20.05.2015 | Автор:

Вопрос: Мой отец купил у неверующих машины, зная, что они краденые. Как шариат относится к этому? И каково шариатское постановление об имуществе, которое я взял у него и использовал в торговле?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых:

Не дозволено покупать краденый товар, даже если он был украден у неверующих, потому что он сам по себе относится к запретному имуществу, и никому не дозволено брать его даже правомерным путем, как покупка, получение в подарок или в наследство.

Тот, кто знает, что товар, который он собирался купить, краденый, обязан высказать свое порицание вору и велеть ему покаяться в содеянном и вернуть товар владельцам, если это возможно и если он знает, кто они, или сообщить им или властям, где находится товар.

Тот, кто покупает товар, зная, что он краденый, совершает грех, и частью его покаяния является возврат товара владельцу и возвращение денег тем, кому он продал этот товар. Покупка у вора относится к помощи в грехе и вражде, и является поощрением вора продолжить свою деятельность, так же в этом — оставление запрета порицаемого. Законное обладание товаром является одним из условий действительности продажи, а вор не является владельцем краденого, что делает недействительным договор купли-продажи.

Приведем некоторые фетвы ученых о вышесказанном:

1. Шейх Ислама Ибн Таймиййа сказал: «Захваченное имущество, которое затем было продано легальным путем, не становится дозволенной. Если мусульманин в курсе, то он должен избегать этого. Если я знаю, что он украл чужое имущество, или предал доверие, или отобрал силой, не имея на то права, то мне не дозволено брать у него это имущество — ни в качестве подарка, ни в качестве возмещения или обмена, ни в качестве заработной платы, ни в качестве оплаты за покупку, ни в качестве уплаты долга. Это имущество – собственность потерпевшего». Конец цитаты из «Маджму’ аль-Фатава» (29/323).

2. Шейх Ислама Ибн Таймиййа так же сказал: «Если известно, что имущество, которое находится у них (т.е. у татар) или у других, отнято силой у того, чье имущество неприкосновенно (ма’сум), то не дозволено покупать его. Но если это имущество выкупили у них ради его спасения, то его необходимо вернуть законному владельцу, если это возможно. В противном случае его можно расходовать в общих интересах мусульман – и это дозволено». Конец цитаты из «Маджму’ аль-Фатава» (29/276).

3. Ученые Постоянного комитета по фетвам сказали: «Если человек уверен, что продаваемый товар украден, или отнят силой, или что продавец не является законным владельцем или уполномоченным по продаже этого товара, то запрещено покупать его, поскольку это относится к помощи в грехе и во вражде. Так же в этом – несправедливость по отношению к людям, допущение предосудительного и соучастие в грехе. Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5:2).

Исходя из этого: тот, кому известно об украденном или отнятом товаре, должен сделать доброе наставление, чтобы этот человек оставил воровство, увещевая его мягко и мудро. Если он не оставляет этот грех и продолжает совершать преступления, то необходимо известить об этом компетентные органы, которые накажут этого преступника и вернут имущество владельцу. Это является помощью в благочестии и богобоязненности, а так же удерживает преступников от совершения несправедливости. В этом заключается помощь как преступнику (помешав ему творить зло), так и потерпевшему.

Достоверно передается от Анаса б. Малика, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Помогай своему брату – притеснителю или угнетенному». Его спросили: «О, посланник Аллаха! Мы окажем помощь угнетенному, но как мы можем помочь притеснителю?». Он ответил: «Остановите его». Хадис передали аль-Бухари в своем «Сахихе» и имам Ахмад в своем «Муснаде». Согласно другой версии хадиса, один человек спросил: «О, посланник Аллаха! Я помогу ему, когда он будет претерпевать несправедливость, но как я могу помочь тому, кто совершает несправедливость?». Он ответил: «Удержи его от совершения несправедливости – это и будет помощью для него».

Основываясь на этом, помощью для чинящего несправедливость является предотвращение его незаконных действий, а помощь угнетенному заключается в восстановлении его прав. Предотвращение возможности совершения несправедливости является коллективной обязанностью (фард кифая). Если нет официально уполномоченного человека или того, кто в силах остановить преступника или грешника, то это становится индивидуальной обязанностью (фард ‘айн) в соответствии со способностью и возможностью человека, что должно быть сделано с добротой и мягкостью, и он будет вознагражден за это, по воле Аллаха». Конец цитаты.

Шейхи ‘Абд аль-‘Азиз б. Баз, ‘Абд аль-‘Азиз Аль аш-Шейх, Солих аль-Фавзан, Бакр Абу Зейд. «Фаава ал-Леджна ад-Даима» (13/82-83).

4. Шейха ‘Абд аль-‘Азиза б. База, да помилует его Аллах, спросили: «Мне предложили товар, который, как выяснилось, был краденый, хотя предложивший мне товар не крал его, а купил у другого человека, который в свою очередь купил его у вора. Если я куплю эту вещь, зная об этом, будет ли на мне грех, даже если я не знаю законного владельца?».

Шейх ответил: «Исходя из шариатских доказательств: если ты узнал или думаешь, что вероятнее всего это краденый товар, то не дозволено покупать его, потому что Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Не помогайте друг другу в грехе и вражде». Если ты знаешь или полагаешь, что скорее всего продавец не является законным владельцем этого имущества и он не уполномочен продавать его, то как ты можешь помогать в его несправедливости и брать бесправно чужое имущество? Да, если ты можешь купить его, чтобы вернуть законному владельцу, то нет проблем, если нет возможности забрать его силой и наказать преступника. Но если есть возможность забрать его силой и подвергнуть преступника шариатскому наказанию, то сделать это обязательно (ваджиб), согласно хорошо известным доказательствам из хадиса: «Помогай своему брату – притеснителю или угнетенному…». Конец цитаты из «Фатава аш-Шейх Ибн Баз» (19/91-92).

Во-вторых:

Что касается имущества твоего отца, то нет ничего предосудительного в том, чтобы взять его, поскольку если имущество смешано и в нем присутствует как запретное, так и дозволенное, то его можно использовать во взаимоотношениях: продавать, покупать, дарить, ссужать и т.д. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел дела с иудеями, хотя они занимались ростовщичеством и потребляли запретное имущество.

Но если имущество, взятое у отца, само по себе краденое, то оно не дозволено ни твоему отцу, ни тебе.

И наконец, тебе следует посоветовать своему отцу искать только дозволенное и избегать запретного. Поистине, плоть, взращённая на запретном, будет предана Огню.

Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он, по Своей щедрости, заменил для вас запретное дозволенным. И Аллах знает лучше.

Islam Q&A, фетва № 93031
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.