Вкладывание денег в ростовщические банки
Вопрос: Дозволено ли хранить деньги в ростовщическом банке исключительно для совершения сделок, если я не буду брать проценты с этих денег? Однако, конечно банк будет брать проценты с них.
Ответ: Хвала Аллаху.
Запрещено хранить деньги в банках, занимающихся ростовщичеством. Мусульманин не имеет права делать этого, без крайней необходимости, что происходит только при наличии трех условий:
1. Нужда в этом, когда нет иного места для хранения денег, кроме этих банков. Если же можно найти другое место для хранения денег, помимо ростовщического банка, то не дозволено вносить деньги в банк, который занимается ростовщичеством.
2. Банк не должен заниматься ростовщичеством в ста процентах из ста. Если все сделки ростовщических банков будут связаны с процентами, то не дозволено вносить туда деньги вообще, поскольку в этом случае у тебя не будет никаких сомнений в том, что ты помогаешь банку в ростовщичестве, а помощь в ростовщичестве запрещена.
3. Нельзя брать процентный доход с вложенных денег, поскольку если он возьмет доход, то это станет ростовщичеством, а ростовщичество запрещено Кораном, Сунной и консенсусом мусульман.
Касательно слов спрашивающего, что даже если он не берет проценты, то так поступает банк:
Это не просто проценты, а запретное ростовщичество, которое является основой всех банков. Вкладчику не дозволено брать что-либо из этих процентов, поскольку Всевышний Аллах приказал оставить ростовщичество, когда Он сказал (перевод смысла): «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (Коран, 2:278), и предупредил берущих лихву: «Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну» (Коран, 2:279).
Следует иметь в виду, что вкладывание денег в банки не является вложением имущества в шариатском смысле. Шариатское вложение – это когда ты отдаешь свое имущество, и оно остается нетронутым, как доверенное. Когда же банк использует твои средства, то это, с точки зрения шариата, является займом, а не вложением. Исламские правоведы дали этому такое определение: если вкладчик дает разрешение тому, кто берет на хранение, использовать эти средства, то это является займом. (Поэтому, любая добавка к этим средствам является лихвой).
А Аллах знает лучше. Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада.
См. «Фатава Манар аль-Ислям» (2/433-440) шейха Ибн Усеймина.
Islam Q&A, фетва № 22392 Перевод: sawab.info