Хадисы о том, кто достойнее: ученые или павшие за веру

04.01.2014 | Автор:

Какова достоверность хадиса: «Чернила ученого священнее крови мученика»?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых.

Хадисы, которые указывают на превосходство ученых над мучениками, или на превосходство чернил ученого над кровью павшего за веру, переданы группой сподвижников. Однако пути передачи этих хадисов или сильно слабы, или выдуманы. (Далее следует детальный разбор иснадов этих хадисов, с которыми при желании читатель может ознакомиться в оригинале статьи — прим. sawab.info)

Во-вторых.

Существуют хадисы, которые указывают на значимость, достоинство крови мученика и павшего за веру, сами по себе, без сравнения, тогда как хадисов, которые бы гласили о значимости чернил ученого сами по себе, нет. И даже более этого, мы не знаем ни одного достоверного хадиса, который бы указывал на достоинство чернил ученого сам по себе. О достоинстве чернил ученого упоминается лишь в хадисах, которые сравнивают чернила ученого с кровью мученика за веру.

Что же касается крови, который проливает мученик, то достоверные хадисы гласят, что в День Суда кровь павшего за веру будет цвета крови, но благоухать она будет мускусом, и что мученику простятся грехи с первой упавшей каплей крови и пр. Однако, это – одно, а превосходство мученика над ученым – другое.

Аль-Манави, да помилует его Аллах, сказал:

«Справедливо будет отметить, что нет хадисов о достоинстве ученого только за его знания, тогда как хадисы об особенностях мученика (о том, что ему будут прощены прегрешения, и что от него будет отдалено наказание) имеются. Поэтому никто не может однозначно заявлять о положении ученого. Оно может быть выше, а может занимать более низкую ступень (по сравнению с мучеником).

Необходимо принимать во внимание положение самого ученого и плоды его знаний, а также положение самого павшего за веру и плоды его действий. Превосходство обнаруживается при знакомстве с их деяниями и пользой, которую принесли эти деяния. Сколько павших за веру и ученых содействовали облегчению страха и устранению бед! Поэтому, можно сказать, что один мученик лучше группы ученых, а один ученый лучше многих мучеников, и всё это в соответствии с положением и с тем, к чему привели знания и деяния отдельного человека (ученого или павшего за веру)». Конец цитаты из «Файд аль-Къадир» (6/603).

Ибн аль-Къайим, да помилует его Аллах, сказал:

«В отношении этого вопроса – превосходства чернил ученого над кровью мученика, или наоборот – существует много разногласий. Каждая группа привела свои доказательства и возвысила одного из них.

Однако чтобы разрешить спор и вернуть вопрос к позиции единогласного мнения (иджма‘) в этом вопросе нужно:

— говорить о том, что существуют степени совершенства;

— упомянуть лучшую из них;

— рассмотреть: что из них (мученичество или знание) ближе к этой степени совершенства.

Эти три основы помогут выявить верное мнение и окончательное решение.

Что касается степеней совершенства, то их четыре: пророчество, праведность (или правдивость высшей степени), мученичество за веру и угодничество. Всевышний Аллах упомянул их в Своих словах (перевод смысла):

«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и благочестивыми мужами, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники. Такова милость от Аллаха, и довольно того, что Аллах ведает о всякой вещи» (сура „ан-Ниса“, аяты 69-70).

Наивысшая степень  — это пророчество, за ней следует – праведность (или наивысшая правдивость). Правдивые мужи – предводители последователей посланников, поэтому их положение наивысшее после пророчества.

Если перо ученого будет писать наивысшей правдивостью, и чернила будут расходоваться на этом поприще, то его чернила станут ценнее крови павшего мученика, который не достиг степени высшей правдивости.

Если же мученик прольёт кровь за наивысшую правдивость, то его кровь станет лучше чернил ученого, который пренебрег ею. Более достойным из них будет тот, кто будет более придерживаться наивысшей правдивости (сыддикыйа).

Если же они равны в наивысшей правдивости, то они равны и по положению. А Аллаху ведомо лучше.

Наивысшая правдивость – это полная вера во всё, с чем пришел посланник, а также знание, подтверждение и исполнение этого. И она зависит от самого знания: насколько ученый более знающ о том, с чем пришел посланник Аллаха, насколько полнее подтверждает это, настолько же будет полнее его наивысшая правдивость. Наивысшая правдивость – это дерево, корни которого – знание, ветви – подтверждение, а плоды – деяния.

Таковы вкратце слова о том, кто лучше: ученый или павший за веру (мученик)». Конец цитаты из «Мифтах дар ас-са‘ада» (1/297-299).

Такой подробный разбор, как нам кажется, предпочтительнее и ближе к истине, чем безапелляционный выбор, который делают многие ученые между знанием и мученичеством, как деяний самих по себе.

А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 11920
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.