Исламские банки
Вопрос: Исламские банки – халяль или харам?
Ответ: Хвала Аллаху.
Если эти банки реально действуют в соответствии с исламским шариатом, не имеют ничего общего с ростовщичеством (риба), не берут проценты за отсрочку платежа, что в действительности является ростовщичеством времен Невежества (Джахилиййа), даже если его название изменилось. И если они не вовлечены в противоречащие шариату отношения, подобно продаже того, чем они не владеют, бай’ аль-‘ина * и других сделки, запрещенных шариатом, то несомненно такие банки дозволены, и отношения с ними имеют законное основание.
Но если у этих банков только название исламское, а на деле они занимаются ростовщичеством и запретными сделками, то нельзя иметь с ними никаких отношений, даже если они называются «исламские банки», потому что судят не по названиям, а по делам.
Постоянному Комитету по Фетвам был задан вопрос: «Можно ли иметь дела с исламскими банками, учитывая, что некоторые из них идут против шариата и вовлечены в запретные сделки?».
Он ответил: «Дозволено иметь дела с финансовыми институтами и банками, которые не занимаются ростовщичеством. В противном случае, запретно иметь с ними всякие отношения, и такие банки не являются исламскими» (Фатава аль-Леджна ад-Даима, 13/310).
В другой фетве сказано: «Если исламский банк не является ростовщическим и занимается инвестициями в соответствии с шариатскими принципами, то ты можешь вложить в них инвестиционные ресурсы» (Фатава аль-Леджна ад-Даима, 13/365).
* Ибн Усеймин сказал: «Пример бай’ аль-‘ина: я продал Зейду машину за 20 000 в рассрочку на год, и выкупил ее у него обратно за 18 000. Это категорически запрещено, поскольку человек применяет хитрость, фиктивно продавая машину за 20000, затем возвращается и выкупает ее за 18 000 наличных. Получается, что он взял у меня 18 000, а должен будет выплатить 20 000, что является ростовщичеством, и это запрещено, поскольку является явной уловкой. Этот вопрос именуется аль-‘ина, потому что человек отдает наличные деньги и получает взамен наличные. Аль-‘ина означает наличные, золото или серебро.
Каждый раз, когда человек прибегает к хитрости и уловкам, чтобы разрешить себе запретное, это приводит только к плохим последствиям, ведь запретное — это скверна, а когда пытаются его разрешить при помощи разных трюков, то оно становится еще хуже. Потому что, в этом случае ты не только совершаешь запретное, но и пытаешься обмануть Господа, свят Он и велик. Но ничего не скрыто от Всевышнего Аллаха, а дела оцениваются по намерениям» (Шарх аль-Мумти’, 8/223).
Islam Q&A, фетва № 47651 Перевод: sawab.info