Важность правдивости
Вопрос: Насколько важна правдивость в Исламе в личных отношениях и в отношениях по работе? И есть ли такие ситуации, в которых ложь считается приемлемой?
Ответ: Хвала Аллаху.
Правдивость означает говорить правду, когда язык выражает то, что находится в сердце. Так же, с лингвистической точки зрения, это означает разговор, соответствующий действительности.
Правдивость — это одна из необходимостей человеческого общества и одно из похвальных качеств человека, приносящее великую пользу. А ложь является одной из причин разрушения и порчи социальных сообществ и разрыва связи в них, а также является одним из порицаемых качеств, приносящих большой вред. По этой причине Ислам призывает к правдивости и запрещает ложь.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (Коран, 9:119).
Ибн Касир сказал в комментарии к этому аяту: «Говорите правду и придерживайтесь правды, тогда вы будете правдивыми и спасетесь от погибели, и Аллах создаст вам выход в любой ситуации» (2/414).
Также Всевышний сказал: «… им лучше быть правдивыми перед Аллахом» (Коран, 47:21).
Абдулла ибн Мас’уд передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Будьте правдивы, воистину правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет к Раю, и если человек говорит правду и старается придерживаться правды, то он записывается перед Аллахом правдивым. И сторонитесь лжи, воистину ложь ведет к греховности, а греховность ведет в Ад, и если человек говорит ложь и старается придерживаться лжи, то он записывается перед Аллахом лжецом». Приводит Муслим (4721).
Этот хадис указывает на то, что правдивость приводит к благочестию, а благочестием является все виды благих дел и праведных деяний. Греховностью же является отклонение от истины, а грешник это человек, отклонившийся от прямого пути, а греховность и благочестие — это две противоположности.
Хасан ибн Али ибн Талиб (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Я запомнил от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) слова: «Оставь то, в чем сомневаешься и делай то, в чем у тебя нет сомнения, воистину правдивость это спокойствие, а ложь сомнение». Хадис передали ат-Тирмизи (2520), ан-Насаи (8/327), Ахмад (1/200).
В длинном хадисе Абу Суфьяна – да будет доволен им Аллах – об истории Ираклия говорится, что на вопрос Ираклия о том, к чему призывает Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Суфьян ответил: «Он говорит: «Поклоняйтесь лишь Аллаху, не придавайте Ему сотоварищей и оставьте то, что говорят ваши отцы», и призывает нас к молитве, правдивости, целомудрию и поддерживанию родственных связей». Хадис приводят ал-Бухари (1/30) и Муслим (1773).
Хаким ибн Хизам передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ««Обе заключающих сделку стороны имеют право расторгнуть её до того, как расстанутся. А если они будут честны и покажут (недостатки своего товара), им в их сделке будет дана благодать, но если они оба солгут и утаят (недостатки своих товаров), то благодать в их сделке будет удалена». Хадис приводят ал-Бухари (4275) и Муслим (1532).
Правдивость включает правдивость с Аллахом, выражающуюся в искренности в поклонении Аллаху, правдивость с собой путем построения жизни согласно законам Аллаха, правдивость с людьми в словах, обещании, в торговых и иных сделках, безо лжи, подделок и сокрытия фактов. Внешний и внутренний мир человека должен стать одинаковым, то есть внешность должна стать отражением того, что в душе.
Что же касается лжи, то это великий грех, различающийся в степенях. И наихудшей степенью его является возведение лжи на Аллаха и Его посланника, так как это клевета в религии и выход против Аллаха. Поэтому одним из качеств Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была правдивость в передаче того, что ему было велено. И поэтому Всевышний Аллах сказал:
«Кто же несправедливее того, кто возводит на Аллаха навет, чтобы ввести людей в заблуждение безо всякого знания? Воистину, Аллах не ведет прямым путем беззаконников» (Коран, 6:144).
«Кто может быть несправедливее того, кто возвел навет на Аллаха? Когда они предстанут перед Господом, свидетели скажут: «Это они оболгали своего Господа». Да будет проклятие Аллаха над беззаконниками» (Коран, 11:18).
Таким же грехом является оговаривание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как передается в хадисе мутаватир (хадис, переданный большим числом передатчиков так, что становится невозможным их объединение на лжи), что он сказал: «Тот, кто преднамеренно возводит ложь на меня, пусть займет свое место в огне». Согласованный хадис.
В основе ложь является запретной, но есть ситуации, в которых шариат разрешает прибегать к ней, чтобы достичь большой пользы или уберечься от вреда.
Одной из таких ситуаций является примирение между двумя враждующими сторонами, когда невозможно обойтись безо лжи. Умм Кульсум передает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не является лжецом тот, кто примеряет между людьми, сообщая (или: …говоря) им нечто благое». Хадис передал ал-Бухари (2495).
Также разрешается в разговоре между супругами прибегать к преувеличению для укрепления семейных уз и любви. Асмаъ бинт Йазид передала, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ложь разрешается лишь в трех случаях: когда муж говорит что-либо своей супруге для её довольства, в войне и в примирении между людьми». Передал ат-Тирмизи (1862) и сказал, что это хороший хадис. Смотрите также Сахих Муслима (4717).
Самым большим проявлениям правдивости и лжи является правдивость в договорах и обещаниях и ложь в них. Правдивость в договорах и обещаниях является одним из похвальных качеств верующих. Договора и обещания — это сообщение о решении совершить что- либо и правдивость в них важна, особенно в обязанностях перед Аллахом. Всевышний Аллах сказал, восхваляя некоторых Своих рабов:
«…которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры» (Коран, 23:8).
«…соблюдал договора после их заключения» (Коран, 2:177).
«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету» (Коран, 33:23).
Мы просим Всевышнего Аллаха искренности и правдивости в словах и делах.
И Всевышний Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид
Сайт "Ислам: Вопрос и Ответ", фатва № 2424