Совмещение молитв, когда человек не находится в пути
Вопрос: Я проживаю в Британии и совершаю молитву в ближайшей к моему дому мечети. Однако община этой мечети совмещает закатную /магриб/ и ночную молитвы /‘иша/. Причина этого в том, что промежуток между ночной и утренней молитвой короткий, и его не достаточно для отдыха. Имам мечети приводит в доказательство хадис о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совместил полуденную /зухр/ и послеполуденную молитву /‘аср/, а также закатную и ночную молитвы в Медине, без причины для этого. Предание передается от Ибн ‘Аббаса. Верно ли это?
Ответ: Хвала Аллаху.
Тексты Корана и Сунны ясно указывают на обязательность совершать каждую из пяти молитв своевременно. Также тексты Шариата указывают на то, что не дозволено совмещать полуденную молитву с послеполуденной, а закатную с ночной, если тому нет уважительных причин: болезнь, нахождение в пути, сильный дождь и пр. Оснований и причин, которые затрудняют своевременное совершение молитвы. Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Поистине, молитва для верующих – предписана (для совершения) в установленное время» (сура «ан-Ниса», аят 103), то есть это ограниченная по времени обязанность.
См. также «Фатху-ль-бари» Ибн Раджаба аль-Ханбали (3/7-8).
Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари и ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен ими Аллах, сказали: «Совмещение молитв без уважительной причины является одним из больших грехов»! Передал Ибн Аби Шейба (2/346).
Передается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совмещал полуденную и послеполуденную, а также закатную и ночную молитвы, не находясь в пути, когда не было ни дождя, ни причин для страха». Хадис передал Муслим (1/489). В хадисе не сказано, что он совместил молитву, не имея на то причины. Причина была. У Ибн ‘Аббаса спросили: «Что толкнуло его на это?» Он ответил: «Он не желал причинять своей общине трудности». Это указывает на то, что молитвы совмещались по какой-то причине. Если бы не это, то людям было бы тяжело.
Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, комментируя «Фатху-ль-бари» (2/24) сказал: «Истина в толковании этого хадиса в том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совместил вышеупомянутые молитвы из-за трудности, которая была в тот день: распространившаяся болезнь, сильный холод, грязь или нечто подобное. На это толкование указывают слова Ибн ‘Аббаса, который на вопрос о причине такого поступка, ответил: “Чтобы не причинять своей общине трудности”. Это – верный, достойный и убедительный ответ».
Поэтому, тем людям приводить в качестве доказательства этот хадис неуместно. Молитва обязательна в строго установленное по Шариату время. Нет греха в том, чтобы совмещать молитвы, если тому есть причины, такие как: болезнь или дождь.
А Аллах знает лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 102505
abu turab пишет:
14.04.2014 в 18:22Ассаламу алейкум. Я сейчас не помню где прочитал, но была подобная фатва и отвечали современные ученые и если меня не подводит память среди них был Усаймин. Так вот они дозволяли совмещать две молитвы студенту, учащемуся в кафирской стране и имеющему затруднение с совершением молитвы в свое время из за занятий или сессии, но с условием чтобы это не происходило систематично, т.е. постоянно
АбдулАзиз пишет:
07.03.2014 в 08:13Ассаламу алейкум брат Саваб!
Разъясни пожалуйста вопрос связанный с обтиранием носков. Если ежедневно человек утром принимает гусль и потом выходит по делам до ночера, можно ли ему перед зухром, асром, магрибом и ишой совершая вуду, просто обтирать свои носки, а не мыть ноги?
БаракаАллаху фикум! Надеюсь у вас найдется время на ответ.
Sawab пишет:
11.03.2014 в 14:42Ва алайкум ас-саламу брат. См. Условия обтирания носков (масх).