Правление Йазида ибн Муавийи (60–64 гг. х.)

08.07.2011 | Автор:

Аль-Хусайн и Йазид. Уход аль-Хусайна из Мекки в Куфу

Люди присягнули Йазиду в 56 году от хиджры. В то время ему было 34 года. Ни аль-Хусайну ибн Али, ни Абдуллаху ибн аз-Зубайру никто не присягал. Когда от них обоих потребовали, чтобы они присягнули Йазиду, Абдуллах ибн аз-Зубайр сказал: «Я подумаю до утра, а потом сообщу вам своё мнение». Они согласились. Той же ночью он покинул Мекку и бежал в Куфу, отказавшись присягать Йазиду.

А когда от аль-Хусайна потребовали, чтобы он присягнул Йазиду, он сказал: «Я не стану присягать ему тайно, а присягну прилюдно». Они согласились. Той же ночью аль-Хусайн покинул Мекку и отправился вслед за Абдуллахом ибн аз-Зубайром.

Переписка жителей Ирака с аль-Хусайном

Жители Ирака узнали о том, что аль-Хусайн отказался присягать Йазиду. А сами они, как мы уже говорили, не хотели видеть в качестве правителя ни Муавийу, ни его сына Йазида, а только Али или его потомков. Поэтом они стали посылать аль-Хусайну письма, в которых говорили, что присягают ему и не желают видеть правителем никого иного и не станут присягать Йазиду. Аль-Хусайн получил около пятисот таких писем, в которых жители Куфы не только обещали ему свою помощь и поддержку, но и просили его приехать к ним в Куфу.

Аль-Хусайн посылает Муслима ибн ‘Акыля

Аль-Хусайн послал к жителям Куфы своего двоюродного брата Муслима ибн Акыля ибн Абу Талиба, чтобы выяснить обстановку в Куфе и настроение её жителей. Муслим приехал в Куфу и начал расспрашивать людей. Выяснилось, что они действительно не хотят видеть правителем Йазида. Он остановился у Хани ибн Урвы. Жители Куфы приходили к нему группами и поодиночке, и он принимал их присягу от имени аль-Хусайна.

Ан-Ну’ман ибн Башир был в то время наместником Куфы. Его назначил Йазид. Узнав о том что Муслим ибн Акыль в Куфе принимает присягу людей от имени аль-Хусайна, он сделал вид что ничего об этом не знает и не стал ничего предпринимать. Однако несколько человек всё же отправились к Йазиду в Шам и доложили ему о том, что в Куфе, Муслим ибн Акыль принимает присягу от имени аль-Хусайна и что ан-Ну’ман ибн Башир ничего не предпринимает.

Назначение ‘Убайдуллаха ибн Зийада наместником Куфы

Йазид сместил ан-Ну’мана и назначил на его место Убайдуллаха ибн Зийада, который являлся одновременно наместником Басры. Убайдуллах прибыл в Куфу ночью, закрыв лицо. Когда мимо проходили люди, он приветствовал их, а они говорили в ответ: «И тебе мир, о сын дочери посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم», поскольку думали, что это аль-Хусайн прибыл ночью в Куфу, закрыв лицо, чтобы его не раскрыли.

Убайдуллах понял, что дело серьёзно и что люди действительно ожидают прибытия аль-Хусайна. Тогда он вошёл в дом правителя и послал своего вольноотпущенника по имени Ма’кыль узнать, кто за этим стоит.

Выяснилось, что это человек из Хомса, и он привёз три тысячи динаров аль-Хусайну. Ма’кыль стал расспрашивать людей, до тех пор пока ему не указали на дом Хани ибн Урвы. Он пришёл туда и, обнаружив там Муслима ибн Акыля, присягнул ему. После этого он ещё несколько раз приходил туда, и, узнав об их планах, вернулся к Убайдуллаху.

Аль-Хусайн отправляется в Куфу

После того как к Муслиму ибн Акылю пришло много желающих присягнуть, он послал к аль-Хусайну сказать, что к его приезду всё готово. Он отправился в путь 8 числа месяца зу-ль-хиджжа, а Убайдуллах узнал об этом. Он вызвал к себе Хани ибн Урву, а когда тот пришёл, спросил его: «Где Муслим ибн Акыль?» Тот ответил: «Я не знаю». Тогда Убайдуллах позвал своего вольноотпущенника Макыля, и когда тот вошёл, спросил: «Ты знаешь его?» Он ответил: «Да». И Хани понял, что это ловушка и что Убайдуллах перехитрил его. После этого Убайдуллах спросил его: «Где Муслим ибн Акыль?» Он ответил: «Если бы он был под моей стопой, я не поднял бы её!» Убайдуллах велел бичевать его и посадить под стражу.

Вероломство жителей Куфы по отношению к Муслиму ибн ‘Акылю

Когда известие об этом дошло до Муслима ибн Акыля, он взял четыре тысячи человек и осадил дом правителя. Жители Куфы вышли вместе с ним. А в это время у Убайдуллаха собрались знатные и благородные люди, и он сказал им: «Попробуйте убедить людей оставить Муслима ибн Акыля. Пообещайте им щедрое вознаграждение и припугните их войском Шама». Они подчинились его велению. Женщины стали уговаривать своих сыновей вернуться, братья уводили с собой братьев, лидеры племён приходили и отговаривали своих соплеменников от участия в войске аль-Хусайна… И так продолжалось до тех пор, пока с Муслимом не осталось всего тридцать человек от четырёх тысяч.

Солнце ещё не успело зайти, как Муслим ибн Акыль остался в одиночестве. Все люди разошлись по домам, и он остался бродить в одиночестве по дорогам Куфы, не зная, куда ему теперь направиться. Он постучался в дом к одной женщине и сказал: «Я хочу воды». Она удивилась и спросила: «Кто ты?» Он ответил: «Муслим ибн Акыль» и рассказал ей о том, как люди оставили его одного, и что аль-Хусайн должен приехать, потому что он послал за ним. Женщина отвела его в соседний дом и принесла ему воду и еду, однако её сын пошёл к Убайдуллаху и рассказал ему, где находится Муслим ибн Акыль. Убайдуллах послал к нему семьдесят человек, которые окружили дом. Он попробовал сопротивляться, но вскоре понял, что это бесполезно, и сдался, после того как они гарантировали ему безопасность.

Когда его привели в дом правителя, Убайдуллах спросил его о причинах этого его выступления. Он ответил: «Мы присягнули аль-Хусайну ибн Али». Убайдуллах спросил: «Разве ты не присягал Йазиду?» Потом он сказал ему: «Я казню тебя». Муслим попросил: «Позволь мне оставить завещание». Тот ответил: «Хорошо, завещай». Муслим огляделся и увидел Умара ибн Са’да ибн Абу Ваккаса. Он сказал ему: «Ты мой самый близкий родственник, тебе я и оставлю завещание». И он отвёл его в сторону и наказал ему послать к аль-Хусайну человека, чтобы тот вернулся обратно и не приезжал в Куфу. Умар ибн Са’д послал к аль-Хусайну человека сказать, что всё кончено и что жители Куфы обманули его.

Муслим сказал свою знаменитую фразу: «Возвращайся со своей семьёй и пусть жители Куфы не обольщают тебя. Они обманули меня и тебя, а к мнению лжеца нет оснований прислушиваться!» Муслима казнили в день Арафа, то есть 9 числа месяца зу-ль-хиджжа, а аль-Хусайн отправился в путь за день до этого, то есть 8 числа того же месяца.

Мнение сподвижников о выступлении аль-Хусайна

До нас дошли сообщения о том, что многие сподвижники отговаривали аль-Хусайна от задуманного им и пытались остановить его. Среди них Абдуллах ибн Умар, Абдуллах ибн Аббас, Абдуллах ибн Амр ибн аль-‘Ас, Абу Саид аль-Худри, Абдуллах ибн аз-Зубайр, а также брат аль-Хусайна Мухаммад ибн аль-Ханафиййа. Все они пытались помешать аль-Хусайну. Приведём слова некоторых из них.

1. Абдуллах ибн Аббас сказал: «Если бы не боязнь того, что потом люди будут насмехаться надо мной, я бы вцепился в твою голову обеими руками и не пустил бы тебя никуда». «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (8/161).

2. Аш-Ша’би передаёт, что Ибн Умар, будучи в Мекке, узнал о том, что аль-Хусайн отправился в Ирак. Он догнал его, когда тот был в трёх днях пути оттуда и спросил: «Куда ты направляешься?» Он ответил: «В Ирак», и показал ему письма жителей Ирака, в которых они уверяли его, что они с ним и готовы поддерживать его. При этом он сказал: «Вот их письма и их присяга». Поскольку они обольстили его, и он поддался на их обман, Ибн Умар сказал: «Не ходи к ним». Однако аль-Хусайн был решительно намерен ехать к ним. Тогда Ибн Умар сказал: «Я перескажу тебе хадис. Джибриль явился к Пророку صلى الله عليه وسلم, и велел ему сделать выбор между этим миром и миром вечным, и он выбрал мир вечный и не стал выбирать мир этот. А ты — часть его. Клянусь Аллахом, никому из вас больше не будет принадлежать власть, однако Аллах забрал её у вас ради того, что лучше для вас». Однако и после этого аль-Хусайн отказался возвращаться. Тогда Абдуллах ибн Умар обнял его, заплакал и сказал: «Оставляю тебя Аллаху, ибо ты идёшь на смерть!». «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (8/162).

3. Абдуллах ибн аз-Зубайр сказал аль-Хусайну: «Куда ты едешь? К людям, которые убили твоего отца и твоего брата? Не делай этого!» Однако аль-Хусайн не послушал его и отправился в путь. «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (8/163).

4. Абу Са’ид аль-Худри сказал: «О Абу Абдуллах! Поистине, я для тебя добрый советчик, и я жалею вас. Мне стало известно о том, что ваши сторонники из числа жителей Куфы вступили с тобой в переписку и зовут тебя к ним. Не стоит тебе ехать к ним. Поистине, я слышал, как твой отец говорил: ― Клянусь Аллахом, они надоели мне, и я возненавидел их, и я надоел им, и они возненавидели меня, и от них не стоит ожидать верности. Кому они достанутся, скверная это будет доля. Клянусь Аллахом, нет у них искренних намерений и нет решительности и нет терпения перед мечами…». «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (8/163).

Не только сподвижники отговаривали аль-Хусайна от переезда в Куфу, но и другие люди, в том числе поэт аль-Фараздак. Отправившись в путь, аль-Хусайн встретил аль-Фараздака и спросил его: «Откуда ты?» Тот ответил: «С Ирака». Он спросил: «Каково положение жителей Ирака?» Тот ответил: «Сердца их с тобой, а мечи их — с бану Умаййа». Однако аль-Хусайн отказался возвращаться, и сказал: «Аллах мне в помощь!». «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (8/163).

Аль-Хусайн в Кербеле

Посланец Умара ибн Саида встретился с аль-Хусайном по пути в Куфу и рассказал ему о том, что постигло Муслима ибн Акыля. Аль-Хусайн собрался вернуться, однако когда он поговорил с сыновьями Муслима ибн Акыля, они сказали: «Клянёмся Аллахом, мы не вернёмся. Пока не отомстим за отца». Он согласился с их решением. Узнав о том, что аль-Хусайн уже в пути, Убайдуллах велел аль-Хурру ибн Йазиду ат-Тамими выйти с тысячью воинов навстречу аль-Хусайну. Они встретились возле Кадисиййи.

Аль-Хурр сказал аль-Хусайну: «Куда направляешься, о сын дочери посланника Аллаха?» Он ответил: «В Ирак». Аль-Хурр сказал: «Я велю тебе возвращаться, дабы Аллах не испытывал меня посредством тебя. Возвращайся туда, откуда пришёл, или поезжай в Шам к Йазиду, но не в Куфу». Однако аль-Хусайн отказался возвращаться и направился в сторону Ирака, а аль-Хурр преградил ему дорогу. Аль-Хусайн сказал: «Отойди от меня, да лишится тебя твоя мать!» Аль-Хурр сказал в ответ: «Клянусь Аллахом, если бы это сказал не ты, а кто-то другой, я непременно ответил бы тем же ему и его матери, однако что я могу сказать, ведь твоя мать — госпожа женщин миров!».

Убийство аль-Хусайна

Аль-Хусайн остановился в месте под названием Кербела. Он спросил: «Что это за место?» Ему сказали: «Кербела». Он сказал: «керб и бела…» (То есть беда и испытание. Название Кербела созвучно этим двум словам в арабском языке).

Когда четырёхтысячное войско Умара ибн Са’да подошло к тому месту, где остановился аль-Хусайн, он заговорил с аль-Хусайном и велел ему ехать с ним в Куфу к Убайдуллаху ибн Зийаду. Однако аль-Хусайн отказался. Поняв же, что дело серьёзно, он сказал Умару: «Я предложу тебе три вещи, а ты выберешь из них, какую пожелаешь». Он спросил: «Что же это?» Аль-Хусайн сказал: «Либо ты позволишь мне вернуться, либо я поеду к одной из границ Исламского государства, либо я поеду к Йазиду в Шам, чтобы вложить свою руку в его». Умар сказал: «Хорошо. Ты посылай к Йазиду, а я пошлю к Убайдуллаху и посмотрим, что будет».

Аль-Хусайн не стал посылать никого к Йазиду, а Умар послал к Убайдуллаху. Убайдуллах сказал, что аль-Хусайн может выбрать любой из трёх предложенных им вариантов, и он согласится с его решением. А в это время у Убайдуллаха находился человек по име-ни Шамр ибн Зу аль-Джаушан, который был одним из его приближённых. Он сказал Убайдуллаху: «Нет, клянусь Аллахом, ты должен принять решение, а он — согласиться с ним!»

Убайдуллах последовал его совету и велел передать аль-Хусайну, что он должен согласиться с его решением. Он послал Шамра ибн Зу аль-Джаушана и сказал: «Пусть он соглашается с моим решением, а если Умар ибн Са’д будет недоволен, ты должен стать командующим вместо него».
А до этого Убайдуллах послал четырёхтысячное войско под командованием Умара ибн Са’да в Реййу. Он сказал ему: «Сначала закончи с аль-Хусайном, а потом иди в Реййу». При этом он пообещал назначить его наместником Реййа.

Шамр отправился в путь. Аль-Хусайн, услышав о том, что он должен подчиниться решению Убайдуллаха, сказал: «Я никогда не подчинюсь решению Убайдуллаха ибн Зийада!».

Аль-Хусайн и войско Куфы

Аль-Хусайна сопровождали семьдесят два всадника, а войско Куфы состояло из пяти тысяч воинов. Когда они встали напротив друг друга, аль-Хусайн обратился к войску Куфы со словами:

«Задумайтесь… Пристало ли вам сражаться с человеком, подобным мне? Я — сын дочери вашего Пророка, и нет на этой земле другого сына дочери Пророка. И посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал обо мне и моём брате: ―Это два господина юношей обитателей Рая». ат-Тирмизи в «Сунан», № 3768.

И он стал убеждать их отказаться от подчинения Убайдуллаху ибн Зийаду и перейти на его сторону. К Аль-Хусайну примкнули тридцать человек, в том числе и аль-Хурр ибн Йазид ат-Тамими, командующий авангардом войска Убайдуллаха. Аль-Хурру сказали: «Ты привёл нас сюда как командующий, а теперь уходишь к аль-Хусайну?!» Он ответил: «Горе вам, клянусь Аллахом, я предоставил душе своей выбор между Раем и Адом. Клянусь Аллахом, я ни на что не променяю Рай, даже если меня изрубят на куски или сожгут!»

После этого аль-Хусайн совершил полуденную и послеполуденную молитву. Это было в четверг. Он руководил молитвой и своих товарищей, и воинов Убайдуллаха. До этого он сказал им: «Пусть будет имам из нас и имам из вас» Однако они сказали: «Нет, мы совершим молитву под твоим руководством». И они совершили молитву под его руководством. Потом, незадолго до восхода солнца, конница войска Куфы выстроилась и двинулась в сторону аль-Хусайна.

Аль-Хусайн, который держал свой меч и дремал, проснулся. Увидев воинов, он сказал своим товарищам: «Что это?» Они ответили: «Они надвигаются». Он сказал: «Пойдите к ним и спросите, чего они хотят». Двадцать всадников, в том числе и аль-Аббас ибн Али ибн Абу Талиб, брат аль-Хусайна по отцу. Они спросили: «Чего вы хотите?» воины Убайдуллаха ибн Зийада ответили: «Либо он подчинится решению Убайдуллаха, либо мы будем сражаться с ним».

Товарищи аль-Хусайна сказали: «Подождите, мы передадим ваши слова Абу Абдуллаху». Они вернулись к аль-Хусайну и передали ему услышанное. Он сказал: «Передайте им, чтобы они оставили нас в покое до утра, чтобы я мог помолиться Господу, ибо я желаю помолиться Господу». В ту ночь он молился, просил у Аллаха прощения и обращался к Нему с мольбами, да будет доволен Аллах им и теми, кто сопровождал его.

Битва ат-Таффа 61 года

Утром в пятницу между войском Куфы и товарищами аль-Хусайна завязалось сражение. Это произошло, после того как аль-Хусайн отказался подчиняться решению Убайдуллаха ибн Зийада. Силы были неравны, и сторонники аль-Хусайна понимали, что им не одолеть огромное войско. Они поняли, что им остаётся одно — умереть смертью храбрых, защищая аль-Хусайна. Они падали сражённые один за другим, умирая на глазах аль-Хусайна, и это продолжалось до тех пор, пока все они не погибли. Остался только аль-Хусайн и его сын Али, который был болен.

Целый день никто не решался подойти к аль-Хусайну, потому что никому не хотелось брать на душу такой грех — убивать внука посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم. Наконец подошёл Шамр ибн Зу аль-Джаушан и прикрикнул на людей: «Горе вам, да лишатся вас ваши матери! Окружите его и убейте!» Они окружили аль-Хусайна. Аль-Хусайн выхватил меч и сражался, убив семерых воинов, однако численность победила отвагу…

Шамр крикнул: «Горе вам, чего вы ждёте?! Вперёд!» Они бросились к аль-Хусайну и убили его. Его ударил мечом Синан ибн Анас ан-Нахаи, а согласно другой версии, Шамр. Да обезобразит Аллах их обоих!

Убив аль-Хусайна, они отвезли его голову в Куфу к Убайдуллаху. Тот взял палку и начал глумиться над головой аль-Хусайна, вводя эту палку ему в рот и приговаривая: «У него была красивая улыбка!» Не выдержав этого зрелища, Анас ибн Малик поднялся и сказал: «Позор на твою голову! Клянусь Аллахом, я видел, как посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم целовал то место, в которое ты сейчас тычешь палкой!». Ат-Табарани, «аль-Му’джам аль-кабир», (5/206), № 5107. Такж см. «Сахих», аль-Бухари, № 3748.

Ибрахим ан-Нахаи сказал: «Если бы я был среди тех, кто убил аль-Хусайна и потом попал бы в Рай, я бы постыдился пройти мимо Пророка صلى الله عليه وسلم и посмотреть ему в глаза». Ат-Табарани, «аль-Му‗джам аль-кабир», (3/112), № 2829.

Остальные жертвы

Среди тех, кто погиб вместе с аль-Хусайном, были члены его семьи. Из сыновей (семейства) Али ибн Абу Талиба погибли шестеро: сам аль-Хусайн, Джа’фар, аль-Аббас, Абу Бакр, Мухаммад и Усман.

Из сыновей самого аль-Хусайна погибли Абдуллах и Али-старший (не Али Зейну-ль-Абидин).

Из сыновей аль-Хасана погибли Абдуллах, аль-Касим и Абу Бакр.

Из сыновей Акыля погибли Джа’фар, Абдуллах и Абду-р-Рахман. Погиб также Абдуллах, сын Муслима ибн Акыля. А сам Муслим ибн Акыль, как мы уже упоминали, был казнён в Куфе.

Из сыновей Абдуллаха ибн Джа’фара погибли Аун и Мухаммад. Халифа ибн Хаййат, «ат-Тарих», стр. 234.

Восемнадцать членов семьи посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم погибли в этом сражении…

Предвестники убийства аль-Хусайна

Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Однажды Джибриль явился к Пророку صلى الله عليه وسلم, а аль-Хусайн был со мной. Потом аль-Хусайн заплакал, и я оставила его. Тогда он зашёл к Пророку صلى الله عليه وسلم и приблизился к нему. Джибриль спросил: «Ты любишь его, о Мухаммад?» Он ответил: «Да». Он сказал: «Твоя община убьёт его, и, если хочешь, я покажу тебе землю, в которой он погибнет». И он показал ему эту землю, и оказалось, что это земля, которая называется Кербела». Имам Ахмад, Абу Йя’ла, аль-Баззар, ат-Табарани. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) также передаёт: «Я слышала, как джинны оплакивали аль-Хусайна, когда его убили». Имам Ахмад.

Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт: «Однажды заснув в полдень, я увидел во сне посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم. Волосы его были взъерошены, а сам он был покрыт пылью. В руках у него был кувшин, в который он собирал кровь. Я спросил: «О посланник Аллаха, что это?» Он ответил: «Кровь аль-Хусайна и его товарищей — я до сих пор собираю её»», Аммар передатчик этого хадиса, сказал: и мы запомнили дату, и обнаружили что Хусейн был убит в тот день.

Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Кто видел меня во сне, тот видел именно меня». (аль-Бухари и Муслим). А Ибн Аббас знал о том как выглядел посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم лучше, чем кто бы то ни было.

Наказание в этом мире прежде наказания в мире вечном

Убайдуллах ибн Зийад отдал приказ убить аль-Хусайна, однако сам он прожил после этого недолго. Его убил аль-Мухтар ибн Абу Убайд, отомстив таким образом за аль-Хусайна. Аль-Мухтар был одним из тех, кто оставил без поддержки Муслима ибн Акыля.

Фактически, жители Куфы захотели наказать сами себя, во-первых, потому что они бросили Муслима ибн Акыля на произвол судьбы, и его казнили, а во-вторых, потому что никто кроме аль-Хурра ибн Йазида ат-Тамими и его товарищей не защищал аль-Хусайна. Что же касается жителей Куфы вообще, то они оставили без поддержки и Муслима ибн Акыля и аль-Хусайна. Поэтому сейчас их потомки (шииты) занимаются самобичеванием во искупление содеянного их предшественниками — современниками аль-Хусайна.

(Прим.: Войско аль-Мухтара, отомстившее за аль-Хусайна, называло себя «войском кающихся», признавая, таким образом, все свои упущения в отношении аль-Хусайна. Это было начало появления шиитов как политического течения. Что же касается шиизма как догматического течения и мазхаба в фикхе, то он появился намного позже, спустя некоторое время после падения государства Омеййадов).

Умара ибн Умайр сказал: «Когда принесли голову Убайдуллаха ибн Зийада и его товарищей и выложили в ряд в прихожей мечети, я подошёл к ним и услышал, как люди говорят: «Пришла, пришла!» И я увидел, как приползла змея, проползла по головам, вползла в ноздри «Убайдуллаха и спустя некоторое время выползла и уползла. Потом они снова заговорили: «Она пришла, пришла!» И она проделала то же самое два или три раза». ат-Тирмизи в «Сунан», № 3780, шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Так отомстил Всевышний Аллах человеку, который был виновен в гибели аль-Хусайна, сына Али (да будет доволен Аллах ими обоими).

Отношение Ахлю-с-Сунна к Йазиду ибн Му‘авийи

Йазид не имел отношения к убийству аль-Хусайна. Мы говорим это не в защиту Йазида, но ради справедливости.

Йазид послал Убайдуллаха в Куфу, чтобы он помешал прибытию аль-Хусайна туда. Однако он не приказывал убивать его. Более того, сам аль-Хусайн был в целом хорошего мнения о Йазиде. Вспомним его слова: «Позвольте мне поехать к Йазиду и вложить свою руку в его».

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Йазид не отдавал приказа убить аль-Хусайна. Относительно этого существует согласное мнение учёных. Он велел Ибн Зийаду помешать аль-Хусайну воцариться в Ираке. Узнав об убийстве аль-Хусайна, Йазид скорбил и оплакивал погибших. Он не взял пленных и оказал почёт оставшимся в живых членам семьи аль-Хусайна и велел доставить их домой.

Что же касается сообщений о том, что Йазид якобы превратил женщин из семьи посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم в пленниц и взял их в Шам, где они подверглись унижению и поруганию, то все они недостоверные. Бану Умаййа очень уважали бану Хашим. Поэтому когда аль-Хаджжадж ибн Йусуф женился на Фатыме, дочери Абдуллаха ибн Джа’фара, Абду-ль-Малик ибн Марван выступил против этого брака и велел ему развестись с ней. Они относились к бану Хашим с особым уважением, и ни одна хашимитка не была взята в плен». Ибн Таймийя, «Менхадж ас-Сунна», (5/557-559).

В те времена к женщинам бану Хашим относились с почтением и уважением.

Сообщения о том, что голова аль-Хусайна была послана к Йазиду, также недостоверны. Голова аль-Хусайна осталась у Убайдуллаха в Куфе. Точное место захоронения его тела неизвестно, однако согласно наиболее достоверной версии, аль-Хусайн был похоронен в Кербеле, на том же месте, где его и убили.

Золотая середина в отношении Йазида

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «В отношении людей к Йазиду были две крайности и золотая середина. Одни чрезмерно любили его и даже приписывали ему непогрешимость и называли пророком. Другие ненавидели его, обвиняли в неверии и считали его лицемером, который называл себя мусульманином, а в душе был неверующим и ненавидел посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم. Ему приписывают стихи, якобы подтверждающие это. В действительности же Йазид не был ни тем, ни тем. Он был одним из правителей мусульман.

Что же касается убийства аль-Хусайна, то он вне всяких сомнений был убит несправедливо и принял мученичество, подобно остальным мученикам, павшим от рук несправедливых людей. Для убийц аль-Хусайна и всех, кто способствовал его убийству, а также всех кто радовался его смерти, это деяние было ослушанием Аллаха. Его гибель стала бедой для всех мусульман, а не только членов его семьи. А для самого аль-Хусайна его смерть стала мученичеством и возвышением степени в Раю». Аз-Захаби, «Мухтасар минхадж ас-Сунна», (1/346).

Запрет проклинать Йазида

Среди важнейших событий, произошедших в эпоху Йазида ибн Муавийи можно назвать битву на харре (?), сражение с Абдуллахом ибн аз-Зубайром и убийство аль-Хусайна.

Из-за этих событий некоторые считают дозволенным проклинать Йазида ибн Муавийу, тогда как другие запрещают это. Разрешающие это должны доказать три вещи: что Йазид был грешником (фасик), и что он не покаялся (поскольку даже если неверующий покается и примет ислам, Аллах простит его), и что разрешается проклинать определённого человека.

Мы знаем, что не разрешается проклинать умершего, если только его не проклинал Всевышний Аллах и Его посланник. Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Не ругайте мёртвых, ибо они уже отправились к тому, что уготовали для себя» (?).

Религия Аллаха основана не на поношении, а на нравственных достоинствах. Поношение не имеет никакого отношения к религии Аллаха. Более того, посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Поношение мусульманина — нечестие, а сражение с ним — неверие». аль-Бухари и Муслим.

Поношение мусульманина — нечестие, а о Йазиде никто не говорил, что он не был мусульманин. Самое большее, в чём его обвиняют — грехи (фиск). Но даже эти обвинения, как мы уже говорили, нуждаются в подтверждении и обосновании. Только Всевышний Аллах знает, насколько они соответствуют истине.

Зато известно, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «Первым воинам из моей общины, которые примут участие в военном походе на город императора (Константинополь), простятся их грехи». аль-Бухари.

А этим войском командовал Йазид ибн Муавийа, и с ним были известнейшие из сподвижников — Ибн Умар, Ибн аз-Зубайр, Ибн Аббас и Ибн Аййуб. Этот поход был предпринят в 49 году от хиджры.

Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Йазид совершил огромную ошибку, велев своему командующему Муслиму ибн Укбе лишить Медину её святости и неприкосновенности на три дня во время битвы на харре, что привело к гибели многих сподвижников и их сыновей». «Аль-бидайа ва ан-нихайа», (8/225).

Подводя итоги, скажем, что на всё воля Всевышнего Аллаха. Что же до Йазида, то, как сказал аз-Захаби, мы не должны «ни ругать его, ни любить его». Аз-Захаби, «Сиярь а‗лам ан-нубаля», (4/36).

Однажды к имаму ар-Рази пришёл один человек и сказал: «Я ненавижу Муавийу». Тот спросил: «Почему же?» Этот человек ответил: «Потому что он сражался с Али без права». Ар-Рази сказал: «Господь Муавийи милосерден, а противник его благороден, так зачем ты встаёшь между ними?». Ибн Асакир, «Тарих мадинат Димашк».

Из книги Усмана аль-Хамис, "Период из исламской истории
от кончины Пророка до гибели Хусайна в 61 г.х."
Подготовил: sawab.info
Метки:
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.