Как желательно сидеть во веремя еды

10.01.2015 | Автор:

Вопрос: Как желательно (сунна) сидеть человеку во время еды? Я слышал о трёх способах, но ни у одного из них нет доказательства… Прошу вас разъяснить этот вопрос с приведением довода.

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых. Аль-Бухари (4979) приводит хадис от Абу Джухейфы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я не принимаю пищу, опираясь на что-либо».

Под «опираясь на что-либо» подразумевается каждый вид сидения, в котором присутствует спокойствие и удобство, так как подобное приводит к перееданию, что порицаемо в Шариате.

Поэтому ан-Науауи сказал:

«Смысл этого хадиса: “Я не принимаю пищу так, как принимает её желающий много поесть, и ради этого садится основательно, упрочившись, но присаживаюсь и ем мало”» (Шарх Муслим).

Ибн Хаджр, да помилует его Аллах, сказал: «Учёные в описании этого сидения разногласили. Некоторые говорили, что под сидением «опираясь на что-либо» подразумевается любое сидение для принятия пищи, при котором человек сидит, утвердившись. Другие сказали, что под этим имеется в виду тот случай, когда человек опирается на один из боков. Третьи – что это случай, когда он опирается на левую руку, лежащую на земле. Аль-Хаттаби сказал: “Люди считают, что опирающийся человек — тот, кто принимает пищу, опираясь при этом на один из боков. Но это не так. Это — тот, кто опирается на подстилку или сидение под ним. И смысл хадиса в том, что он не принимал пищу, садясь основательно, утвердившись, подобно тому, как сидят люди, принимающие много пищи. А ел только необходимое количество провизии и поэтому не сидел, опираясь (на что-либо)”» (Фатх аль-Бари, 9/541). Смотрите также «Ас-сунан аль-Хаттаби» (4/242) и «Зад аль-ма‘ад» Ибн Кайима (4/202).

Аль-Кари в «аль-Миркат» сказал:

«В “аш-Шифа” от исследователей приводится, что они разъяснили это как сидение человека, который основательно усаживается для принятия пищи, скрещивает при этом ноги и опирается на подстилку под ним. Так как этот вид сидения приводит к перееданию и вызывает в человеке гордость» (‘Аун аль-ма‘буд шарх сунан Аби Дауд, 10/244).

Во-вторых. Что же касается способа сидения для принятия пищи. Муслим приводит в своём «Сахихе» (3807) хадис от Анаса ибн Малика, который сказал: «Я видел, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  сидел на своих пятках (в положении икъ‘аъ) и ел финики».

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Икъ‘аъ  — это  когда человек ставит свои ноги вертикально и садится, опираясь на пятки. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал пищу таким образом, чтобы не садится основательно и из-за этого переедать. Так как в большинстве случаев, если человек садится так, то сидит не основательно, а значит — не принимает много пищи. Если же он садится основательно, то переедает в большинстве случаев…» (Шарх рияду-с-салихин).

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «При принятии пищи желательно сидеть на своих коленях и на внешних сторонах ступней, или поднять правую ногу и сесть на левую…» (Фатх аль-Бари).

Итак, есть три вида сидения для принятия пищи:

1 — икъ‘аъ

2 — сидение, при котором человек опирается на колени и внешнюю сторону ступней;

3 — сидение на левой ноге, а правая при это поднята.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «… Однако лучше, если человек не будет садиться основательно, чтобы это не было причиной переедания. Ведь человеку не надлежит переедать» (Шарх рияду-с-салихин).

А Аллах знает лучше.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 171848.
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.