Принимаются ли во внимание хадисы аль-ахад в вопросах вероубеждения?
В ответ тому, кто считает, что хадисы аль-ахьад (хадисы, передающиеся малым количеством путей – прим. пер.) не являются доказательством в вопросах вероубеждения, так как они сообщают лишь предположение, а вероубеждение не строится на предположении, мы скажем, что подобное мнение неверно. Оно построено на неправильной основе, потому что:
1. Не всегда верно утверждение, что хадис аль-ахад доносит лишь предположение. Напротив, есть такие хадисы категории аль-ахад, которые доводят до нас истинное знание, и это в случае, когда существуют доказательства его правдивости, к примеру, если вся мусульманская община принимает этот хадис. К примеру, хадис от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям». Это — сообщение аль-ахад, но наряду с этим мы знаем, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, действительно сказал его. И это подтвердили Ибн Теймийа, Ибн Хаджра и другие.
2. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправлял одного человека с основами вероубеждения – со свидетельством, что нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, и это является доводом, обязательным для принятия. К примеру, Пророк отправил Му’аза в Йемен и посчитал его миссию доводом, обязывающим жителей Йемена принять то, с чем он был послан.
3. Если мы скажем, что вероубеждение не строится на сообщениях аль-ахад, то мы можем сказать, что и практические нормы также не строятся на сообщениях аль-ахад. Так как практическим нормам сопутствует вероубеждение, ведь мы верим, что Всевышний Аллах велел нам то-то или запретил нам то-то. Приняв этот вывод как верный, многие нормы Шариата будут отменены. А если мы отвергнем этот вывод, то должны отвергнуть и слова, что вероубеждение не строится на сообщениях аль-ахад, раз, как мы объяснили, между ними нет различий.
Вывод: если существуют доказательства правдивости сообщения аль-ахад, то оно несёт в себе истинное знание, и им устанавливается как практические нормы, так и нормы в вероубеждении. Нет доказательства в пользу разделения между ними. Если кто-то утверждает, что один из имамов делает между ними различия, то пусть докажет, что подобные слова действительно были сказаны этим имамом, приведя достоверную цепочку передатчиков, а после разъяснит довод имама, на который он опирался.
4. Всевышний Аллах велел людям, не знающим чего-то, обращаться к словам ученых в наиважнейших вопросах вероубеждения – в вопросе посланничества. Всевышний Аллах сказал:
«Мы посылали до тебя посланниками только мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания. Мы отправляли посланников с ясными знамениями и Писаниями». (сура «аз-Зумар», 43, 44).
Это включает в себя обращение с вопросом к одному, так и ко многим ученым.
Достопочтенный Шейх Мухаммад б. Усеймин, да помилует его Аллах («Фатауа аль-‘акыда», стр. 18).
Сайт "Ислам: Вопрос и Ответ", фатва № 130918