Раздел: Брак

Брак в Исламе (никах)

02.09.2011 | Автор:

С точки зрения лингвистической «брак» (по-арабски «ан-никах») имеет два значения: бракосочетание и совокупление с женщиной. Абу Али ал-Кали сказал : «Используя данное слово, арабы вкладывают в него различный смысл. Так, если говорят: «Накаха фулян бинт фуляна», то имеют в виду, что некто женился на такой-то. А если говорят: «Накаха имраатаху ау завджатаху», то имеют в виду только «совокупление», «половой акт», имевший место между мужчиной и женщиной.

Слово «ан-никах» в Шариате означает «заключение договора (по-арабски: «акд») между мужчиной и женщиной для получения удовольствия друг от друга, создания хорошей семьи и формирования здорового союза».

Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что смысл заключения брачного договора сводится не просто к получению «взаимного удовольствия», но еще означает и «создание хороших семей и здоровых сообществ». Однако, в зависимости от конкретных условий, одно из значений может быть преобладающим.

Понятие брака

Брак (ан-никах) в своем истинном смысле — неотъемлемое право каждого, имеющего сильное желание и способного к вступлению в брачные отношения.

Брак относится к деяниям, совершавшимся посланниками Всевышнего Аллаха, который, хвала Ему, сказал: «Мы посылали посланников до тебя и делали им супруг и потомство». (Сура «Гром», аят 38)

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, женился и сказал: «Я беру в жены женщин, а кто не следует моему примеру, тот — не из нас».

Поэтому ученые говорят: «Брак при наличии сильного желания — лучше дополнительных молитв». При этом имеются в виду те положительные последствия брака, о которых, если Аллаху будет угодно, речь пойдет ниже.

В некоторых случаях когда мужчина испытывает сильное половое влечение и опасается впасть в грех, если не женится, он должен вступить в брак, чтобы остаться добродетельным и предохранить себя от греха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О юноши! Тот, кто способен к половым сношениям, пусть жениться. Это сохранит ваше целомудрие, и убережёт ваши взоры от греховного. А кто не способен, тот должен поститься. Пост — уничтожение похоти».

Условия вступления в брачные отношения

Одним из показателей большой организующей силы Ислама и точности его предписаний является то, что он определяет условия, которые регулируют процесс заключения договоров, их содержание и срок действия. Каждый договор имеет место только при соблюдении определенных условий. Это — ясное свидетельство мудрости и совершенства Шариата. Ведь его ниспослал Аллах, Мудрый и Всезнающий, ведающий то, что положено людям, и предписывающий богоугодное в вере и при земной жизни.

Среди этих договоров — брачный договор, имеющий определенные условия, среди которых как наиболее важные мы отметим следующие:

Согласие супругов. Нельзя заставлять мужчину вступать в брачные отношения с той, с которой он не желает их иметь, и нельзя принуждать женщину выходить замуж против ее воли. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Не разрешается вам брать наследство у жен против их воли» (Сура «Женщины», аят 19).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не вступай в супружеские отношения с вдовой, пока та не подчинится, не вступай в супружеские связи с девственницей, пока она не разрешит». Его спросили: «О Посланник Аллаха! А каково ее разрешение?» Он ответил: «Её молчание».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил выдавать замуж, будь то девственницу или бывшую замужем, если она на это не выразит своего согласия. Если речь идет о девственнице, то для решения достаточно ее молчания, так как, возможно, она стесняется выразить свое согласие вслух.

В случае, если женщина не пожелает выходить замуж, то никому, даже ее отцу нельзя принуждать ее к этому. Это согласуется со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Согласия девственницы спрашивает ее отец». (Хадис сообщил Муслим).

На отце, если он при данных обстоятельствах не выдаст ее замуж, нет греха, так как она сама этого пожелала. Однако он должен оберегать ее и охранять.

Если ей сделали предложение двое мужчин, и она сказала: «Желаю этого», то она выходит за того, кого пожелала, при условии, что он ей подходит. Если же он ей не подходит, то ее опекун должен воспрепятствовать ей выходить за него замуж. На опекуне в данном случае не будет греха.

Опекун. Согласно высказыванию Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вступать в брак без опекуна нельзя: «Брак — только при наличии опекуна».

Если женщина вступает в брак самостоятельно, то независимо от того, заключила она брачный договор через посредника или сама, брак ее считается недействительным.

Опекун — это совершеннолетний, зрелый, находящийся в здравом уме мужчина из числа родственников женщины по линии отца: отец, дед, ее сын, внук и т.д. родной брат, сын ее отца, родной дядя, дядя ее отца, а также их сыновья и потомки.

Опекуном не может быть никто из братьев по материнской линии, ни их дети, ни дед по материнской линии, ни дядя по материнской линии, так как они не входят в число родственников по линии отца.

Поскольку при заключении брака должен быть опекун, то, если есть несколько претендентов, он должен выбрать самого достойно. Если же предложение поступило от одного, который ее достоин, то она выходит за него.

Здесь стоит подчеркнуть высокую степень ответственности, которую опекун несет за того, кого он, по поручению Аллаха, опекает. Это дар, который он обязан хранить и которым должен надлежащим образом распорядиться. Ему не позволено использовать опекунство в своих личных целях. Он не может выдать находящуюся под его опекой женщину за несоответствующего ей человека, руководствуясь соображениями личной выгоды. Это было бы предательством. Ведь Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не изменяйте Аллаху и Посланнику, — тогда вы измените доверенному вам, в то время как вы про это знаете» (Сура «Добыча», аят 27).

И сказал также Всевышний Аллах: «Поистине, Аллах не любит всякого изменника, неверного!». (Сура «Хадж», аят 38).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас отвечает за паству свою».

Бывает так, что девушке делает предложение достойный человек. Ее отец принимает предложение, а затем отказывается выдавать ее замуж. И подобное повторяется несколько раз. В таком случае его опекунство утрачивает силу, а замуж ее выдает кто-либо из ближайших родственников, имеющих право выступать в качестве опекуна.

Запреты в вопросах брака

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал : “ Поистине, Аллах возложил на вас обязанности, которые вы не должны забывать, и поставил пределы, за которые вы не должны переходить».

Среди установленных Шариатом ограничений есть ограничения в вопросах брака и семейных отношений. В частности, мужчине запрещено вступать в семейные отношения с женщинами, находящимися с ним в кровном родстве. Запреты мужчинам относительно женщин делятся на два вида: постоянные и временные.

1. Постоянные запреты

Они бывают трех видов: Во-первых, запреты, связанные с кровнородственными отношениями. Таких запретов семь. О них упоминается в суре «Женщины»: «И запрещены вам ваши матери, и дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры» (Сура «Женщины» аят 23).

1. К матерям относятся: мать бабушки (как по отцу, так и по матери);
2. К дочерям относятся: родные дочери, дочери сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений;
3. К сестрам относятся: родные сестры, сестры по отцу и по матери;
4. К теткам со стороны отца относятся: тетки мужчины, и тетки его отца, тетки его дедов, тетки его матери и тетки его бабушки;
5. К теткам со стороны матери относятся: тетки мужчины со стороны его матери, тетки со стороны матери его отца, тетки со стороны матери его матери и тетки со стороны матери его бабушек;
6. К дочерям брата относятся: дочери родного брата по отцу, дочери брата по матери, дочери их сыновей, дочери их дочерей и представительницы последующих поколений;
7. К дочерям сестры относятся: дочери родной сестры, дочери сестры по отцу, дочери сестры по матери, дочери их сыновей, дочери их дочерей и др.

Во-вторых, запреты, связанные с кормлением грудью. Они подобны тем, которые связаны с кровнородственными отношениями. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует сказал : «Запрещено в связи с кормлением грудью то, что в связи с кровным родством».

Однако запреты, связанные с кормлением, имеют ряд следующих условий:

1. Кормление грудью должно иметь место не менее пяти раз. Если состоялось кормление ребенка грудью всего четыре раза, то кормилица не является его матерью. В этой связи Муслим сообщает следующий рассказ Аиши, да будет доволен ею Аллах: «Сначала в Коране был ниспослан запрет на кормилицу. После десяти, известных окружающим, кормлений грудью. Позднее пять кормлений были отменены. Затем умер Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и число кормлений осталось таким, которое следует из Корана».

2. Кормление грудью должно иметь место до завершения срока кормления грудью ребенка, то есть условие состоит в том, что пятикратное кормление грудью должно иметь место именно в период кормления грудью ( с рождения до двух лет). Если же кормление состоялось после завершения срока кормления грудью или несколько кормлений имели место до истечения срока кормления грудью ребенка, а несколько — после, то кормившая женщина не является матерью ребенка.

Если условия кормления грудью были соблюдены, то ребенок становится сыном кормилицы, а ее сыновья — его братьями, независимо от того, появились они на свет до или после периода кормления. Сыновья мужа кормилицы становятся братьями этого ребенка независимо от того, рождены они женщиной-кормилицей или другими женщинами.

Здесь мы должны обратить внимание на то, что на родственников ребенка, кроме его прямых потомков, не распространяются запреты, связанные с кормлением грудью. Его кровнородственный брат может жениться на его кормилице или на его молочной сестре. Что касается потомков вскормленного кормилицей мальчика, то они будут считаться детьми кормилицы и ее мужа, равно как и их отец.

В-третьих, запреты относительно родственников по браку.

1. Жены отцов, дедов и представителей предыдущих поколений как по линии отца, так и по линии матери, согласно слову Всевышнего Аллаха: «Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы» (Сура «Женщины», аят 22).

Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, то, независимо от того, имелась с ней близость или нет, она становится запретной для его сыновей, сыновей его сыновей, сыновей его дочерей и т.д.

2. Жены сыновей и представителей последующих поколений, согласно слову Всевышнего: «И жены ваших сыновей, которые от ваших чрев» (Сура «Женщины», аят 23).

Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, она становится запретной для его отца, дедов его и т.д. как по линии отца, так и по линии матери, независимо от того, имел он с ней близость или нет.

3. Мать жены, ее бабушки и представительницы предыдущих поколений согласно слову Всевышнего: «И матери ваших жен» (Сура «Женщины», аят 23).

После заключения брачного союза между мужчиной и женщиной, независимо от того, были у них половые отношения или нет, ее мать и бабушки как по линии отца, так и по линии матери, становятся запретными для него.

4. Дочери жены, а также дочери его сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений, т.е. падчерицы и их родственницы. Они запретны при условии, что муж имел половые сношения со своей женой. Если они разошлись до этих сношений, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа, согласно слову Всевышнего: «И ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли: а если вы еще не вошли к ним, то нет на вас греха» (Сура «Женщины», аят 23).

После того, как мужчина женился на женщине и имел близость с ней, ее дочери, дочери ее сыновей, дочери ее дочерей и представительницы последующих поколений становятся для него, независимо от того, рождены они от мужа до него или после него. Если же произошел разрыв между ними до близости, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа.

2. Запреты временные

Временные запреты бывают нескольких видов:

1. Запрет на сестру жены, ее теток как по отцовской, так и по материнской линиям. Запрет действует до тех пор, пока брак не распадется, либо по причине смерти мужа, либо в результате развода. Всевышний Аллах сказал: «И — объединять двух сестер» (Сура «Женщины», аят 23).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не объединяйте жену и ее тетку по отцу, жену и ее тетку по матери» (Текст хадиса согласован).

2. Запрет, действующий в период, когда женщина после смерти мужа или развода не имеет права выходить замуж. На ней нельзя жениться, пока не закончится этот период, и в это время ей нельзя делать предложение относительно этого.

3. Запрет, действующий в период большого и малого хаджа. На женщине нельзя жениться, пока она не снимет с себя ихрам.

Есть и другие запреты, о которых мы не говорим, опасаясь затянуть нашу лекцию. Что же касается периода менструации, то с ним не связаны запреты на вступление в брак. Вступать с ней в половые отношения можно только после того, как завершится менструальный период и женщина совершит омовение.

Разрешенное число бракосочетаний

Если позволить мужчине иметь сколько угодно жен, то это неминуемо приведет к несправедливости и ущемлению прав этих жен. Если же ограничить число жен одной, то это может породить зло и привести к тому, что плотская страсть удовлетворится иным, запретным способом. Шариат позволяет иметь не более четырех жен. Это число позволяет мужчине сохранить справедливость, соблюдать права жен и удовлетворять свои потребности, если ему потребуется более, чем одна женщина. Всевышний Аллах сказал: «То женитесь на тех женщинах, что приятны вам, — и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то — на одной» (Сура «Женщины», аят 3).

Во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ислам принял Гайлян ас-Сакафи, у которого было десять жен. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел ему, чтобы он выбрал из них четырех, а остальным дал развод. Кайс ибн ал-Харис сказал: «Когда я принял Ислам, у меня было восемь жен. Я пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сообщил ему об этом. Он сказал: «Выбери из них четырех».

И в завершении воздадим хвалу Аллаху, Господу всех миров.

Из книги Мухаммада ибн Усаймина, "Брак и развод в Исламе"
Подготовил: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.