Объяснение хадиса «На женщине женятся из-за четырех качеств…»
Вопрос: Я не понимаю значения слов Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «На женщине женятся из-за четырех качеств: из-за ее богатства, знатности, красоты и религии». Значит ли это, что женщина должна быть богатой, красивой, благородного происхождения и религиозной? Религиозность мне понятна, но что можно сказать об остальных качествах?
Ответ: Хвала Аллаху.
Этот хадис передал аль-Бухари (4802) и Муслим (1466) от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «На женщине женятся из-за четырех вещей: имущества, знатности, красоты и религии, ищи же ту, которая является религиозной, да покроются твои руки пылью».
В хадисе нет приказа или побуждения к тому, чтобы жениться на женщине из-за ее красоты, знатности или богатства.Что касается значения, то в этом хадисе описаны цели и стремления людей, желающих заключить брак. Среди людей есть те, кто ищет красивую жену, есть те, кто хочет знатность, есть такие, кто желает богатства, и есть те, кто женится из-за религиозности женщины, и к этому призвал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «…ищи же ту, которая является религиозной».
Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал в «Шархе Муслима»:
«Правильное значение этого хадиса таково, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что обычно люди стремятся к одному из этих 4 качеств, и последнее качество, которое они хотят в женщине – религиозность. Добивайся же, о желающий жениться, религиозной женщины. Это не приказ. Но этот хадис побуждает дружить и быть всегда рядом с религиозными людьми, потому что тот, кто дружит и общается с ними, извлекает пользу из их благого нрава и будет защищен с их стороны от всякого вреда».
Аль-Мубаракфури в «Тухфат аль-Ахвази» сказал:
«Аль-Кады, да помилует его Аллах, сказал: «Из обычаев людей то, что они хотят жениться на женщинах и выбирают их из-за какого-нибудь их качества. Благородным религиозным людям надлежит сделать так, чтобы религия была предметом их желаний и преследуемой целью даже в незначительных делах, а особенно в долгосрочных делах, чья значимость велика».Ученые имеют большие разногласия в понимании слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «тарибат ядак/ تربت يداك » – «да покроются пылью твои руки».
Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал в «Шарх Сахих Муслим»:
«Наиболее сильное и правильное мнение, к которому пришли ученые – что это фраза в основе значит «да будешь ты бедствовать», но арабы привыкли использовать подобные выражения, не имея в виду их настоящее значение. Так, арабы говорят «да покроются твои руки пылью», «да убьет его Аллах, какой он смелый», «да не будет у него матери», «да не будет у тебя отца», «да лишится его мать», «горе его матери» и другие фразы, когда они порицают что-то, удерживают кого-то от чего-то, упрекают или побуждают, или удивляются чему-то».
И Аллах лучше знает.
Islam Q&A, фатва № 34170 Перевод: Умм Абдурахман (salihat.com)