Хукм расходования женщиной своего богатства без разрешения мужа

28.01.2012 | Автор:

Вопрос: Я работаю и получаю зарплату, из которой я трачу на себя и на свой дом, даю моей семье и на благотворительность, и т.д. Между мной и моим мужем случаются непонимания по поводу расходования моих денег.  Имеет ли мой муж право запрещать мне тратить мои деньги, и обязана ли я просить у него разрешения, когда я хочу потратить мои деньги?

Ответ: Хвала Аллаху…

Нет сомнения, что свободный человек, находящийся в здравом уме, имеет право расходовать свое имущество без всяких ограничений, пока он жив: покупать, арендовать, дарить, завещать на благотворительные цели (вакъф) и т.д. В этом вопросе нет разногласий среди ученых.

Так же у ученых нет разногласия по поводу того, что муж не имеет права запрещать своей жене распоряжаться ее имуществом в таких вопросах, как покупка, аренда и т.д. Если женщина находится в здравом уме, она может распоряжаться своим имуществом, и она не является из тех, кого можно обманывать. (Муратиб аль-Иджма’ ли Ибн Хазм, 162; аль-Иджма’ фи аль-Фикх аль-Ислями Абу Джайб, 2/566)

Мнения ученых разделились относительно того, имеет ли женщина право отдавать все свое имущество или ее часть на благотворительность или в подарок, без разрешения мужа. Эти мнения таковы:

Первое мнение:

Муж имеет право запретить то, что превосходит треть ее имущества, но он не имеет права запрещать  меньше этого. Это мнение маликитов и одно из двух менений ханбалитов. (Шарх аль-Хураши 7/103; аль-Мугни 4/513; Тайль аль-Автар 6/22) Доказательством этого мнения являются сообщения и аналогия (къийас).

Некоторые из этих сообщений:

1. Передается, что Хейра, жена Ка’ба б. Малика, принесла Пророку своидрагоценности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Женщине не дозволено распоряжаться своим имуществом, без разрешения мужа. Ты попросила разрешения у Ка’ба?». Она ответила: «Да». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал за Ка’бом б. Маликом, ее мужем, и спросил его: «Ты разрешил жене пожертвовать ее драгоценности?». Тот ответил: «Да». И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял их от нее.
Этот хадис передал Ибн Маджа (2380). В его иснаде есть Абд-Аллах ибн Яхьа и его отец, которые являются маджхуль (неизвестные – т.е. о них нет достаточной информации, чтобы определить, степень их надежности).

2. Передается от Амра б. Шу’айба, от его отца, от его деда, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в своей проповеди: «Женщине не дозволено дарить подарок, без разрешения своего мужа». Хадис приводится в «Сунан» Абу Дауда (Буйу’, баб 84), «Сунан» ан-Насаи (Закят, баб 58), «Муснад» Ахмада (2/179), «Сунан» Ибн Маджа (2/798). В другой версии хадиса говорится: «Женщине не дозволено распоряжаться своим имуществом, если она замужем». Хадис передали пять передатчиков, кроме ат-Тирмизи.

Эти два хадиса являются доказательством того, что женщина не имеет права расходовать свое имущество без разрешения мужа, и это означает, что разрешение мужа является условием для расходования ее имущества. Она имеет право расходовать не более одной трети своего имущества из-за наличия других текстов, свидетельствующих о том, что хозяин имеет право завещать одну треть или меньше этого из своего имущества, но на большее он должен получить разрешение наследников. Об этом передается в известном хадисе Са’да б. Аби Ваккъас, в котором он спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, может ли он пожертвовать все свое имущество, на что он ответил: «Нет». Он спросил: «А две трети?». Он ответил: «Нет». Он спросил: «А половину?» Он ответил: «Нет». Он спросил: «А одну треть?» Он ответил: «Одну треть можно, но даже этого много». Согласованный хадис.

Что касается использования их в качестве доказательства путем аналогии (къияс), они говорят, что права мужа распространяются на имущество жены на основании слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «На женщине женятся из-за ее богатства, ее красоты, ее религии». Хадис передали семеро ученых.

Обычно муж увеличивает размер махра, в зависимости от ее богатства, и он сможет расходовать из ее богатства. А если у него не будет возможности расходовать на нее, она не будет жаловаться (потому что у нее есть свои деньги). Это подобно правам наследников по отношению к богатству больного человека (Аль-Мугни, 4/514).

Второе мнение:

Муж имеет право полностью запретить жене расходовать, будь-то малое количество или большое, кроме мелочей. Это мнение аль-Лейса б. Са’да. (Найль аль-Автар, 6/22)

Третье мнение:

Женщине полностью запрещено расходовать ее имущество без разрешения мужа. Этого мнения придерживался Тавус (Фатх аль-Бари, 5/218). Ибн Хаджар привел в «аль-Фатх», и Тавус использовал его в качестве доказательства, хадис ‘Амра б. Шу’айба: «Женщине запрещено дарить что-либо из своего имущества без разрешения мужа». Хадис передали Абу Дауд и ан-Насаи.

Четвертое мнение:

Женщина имеет полное право на расходование своего имущества, будь то сделки что-либо другое, будь то все имущество или ее часть. Это мнение большинства ученых (джумхур), среди которых ханафиты, шафииты, ханбалиты и Ибн Мунзир.

(аль-Мугни, 4/513; аль-Инсаф, 5/342; Шарх Ма’ани аль-Асар, 4/354; Фатх аль-Бари, 5/318; Найль аль-Автар, 6/22)

И это мнение является наиболее справедливым, и более соответствует Корану, Сунне и здравому смыслу. Всевышний сказал в Коране:

«Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье». (Коран, 4:4)

Аллах разрешил мужу то, что его жена отдает ему добровольно. Всевышний так же сказал:

«Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят (т.е. откажутся от этого вознаграждения)» (Корова, 2:237)

Аллах позволил женщине отказаться от своего имущества после развода со своим мужем, без необходимости просить разрешение у кого бы ни было. Это указывает на то, что женщине разрешено распоряжаться своим имуществом, и что ее право в этом такое же, как у мужчины. (Шарх Ма’ани аль-Асар, 4/352)

Аллах так же сказал:  «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество». (Коран, 4:6)

Из этого ясно следует, что когда сирота становится зрелой и здравомыслящей женщиной, ей разрешается распоряжаться своим имуществом.

Таким же образом, когда женщины отдали свои драгоценности в качестве пожертвования, после праздничной проповеди, с которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к ним. Все это указывает на то, что женщины имеют право распоряжаться своим имуществом, без разрешения кого-либо.

См. книгу «Иттихаф аль-Хилян би Хукук аль-Завджайн филь Ислам» Др. Файхан б. Атик аль-Мутайри, стр. 92-96.

В Найль аль-Автар говорится: «Большинство ученых считают, что женщина имеет право распоряжаться своим имуществом без каких-либо ограничений, не спрашивая разрешения у мужа, если она не является глупой. Если же женщина глупая, ей не разрешается это». Сказано в Фатх аль-Бари: «У большинства (джумхур) есть много доказательств из Корана и Сунны».

Джумхур сделали опровержение тем, кто приводит в доказательство хадис: «Женщине не дозволено дарить подарок, без разрешения своего мужа» (Абу Дауд, 3079; Сахих аль-Джами’, 7265. Некоторые сообщения были упомянуты выше). Большинство ученых сказали, что в этом хадисе идет речь о хороших манерах и правах мужа по отношению к своей жене, его статуса, жизненного опыта и мудрости. Ас-Синди в своем шархе ан-Насаи, в комментарии к этому хадису сказал: «По мнению большинства ученых, этот хадис относится к хорошим манерам и душевному комфорту мужа». Передано от аш-Шафии, что это не утвержденный хадис, как же тогда мы можем использовать его в качестве доказательства, когда Коран и Сунна, а также другие отчеты и здравый смысл говорят об обратном? Маймуна освободила рабов без ведома Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он не упрекнул ее. Это означает, что если даже этот хадис является утвержденным, он относится к вопросам хорошего отношения и доброй воли.

Мусульманской женщине желательно обращаться к мужу за разрешением, — хотя она не обязана этого делать,  — и она будет вознаграждена за это. Передается от Абу Хурейры, что у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, какие женщины лучше. Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, подчиняется, когда он повелевает, не противоречит ему и не расходует свое имущество так, как ему не нравится». (Хадис передал ан-Насаи, 3179; см. Сахих аль-Джами’, 3292). И Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.

Islam Q&A фатва № 4037
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.