Основы правильного поклонения

09.06.2011 | Автор:

Хвала Аллаху, Господу миров, Который ради нас усовершенствовал нашу религию, довел до конца Свою милость к нам и одобрил для нас в качестве религии ислам и повелел нам придерживаться этой религии до самой смерти, сказав: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и не умирайте иначе, как будучи мусульманами» (Сура “Семейство Имрана”, аят 97).

Поистине, Аллах сотворил джиннов и людей для того, чтобы они поклонялись Ему, как сам Он сказал об этом: «Я ведь создал джиннов и людей для того, чтобы они поклонялись Мне» (Сура “Рассеивающие”, аят 56).

В этом и состоит почет, сила и счастье людей, как в этом мире, так и в мире ином, поскольку они нуждаются в своем Господе и не могут обойтись без Него ни на одно мгновение. Он же не нуждается ни в них, ни в их поклонении, как сказал об этом сам Всевышний: «Если вы не уверуете, то ведь Аллах не нуждается в вас…» (Сура “Толпы”, аят 7).

Всевышний также сказал: «И сказал Муса: “Если вы и все обитатели земли станете неверующими, то ведь Аллах — Богатый, Достохвальный». (Сура “Ибрахим”, аят 8).

Аллаху принадлежит право на поклонение со стороны тех, кого Он сотворил, а пользу от этого получают они. Если человек отказывается поклоняться Аллаху, значит он превозносится; если он поклоняется Аллаху и поклоняется вместе с Ним кому-либо еще, значит он является многобожником; если он поклоняется одному лишь Аллаху, не придерживаясь узаконенного Аллахом, значит он вводит изобретенные им самим новшества; и только тот, кто поклоняется одному лишь Аллаху, придерживаясь того, что было узаконено самим Аллахом, является правоверным и придерживается религии единобожия должным образом.

И поскольку рабы Аллаха нуждались в поклонении, но были не в состоянии самостоятельно определить, какой должна быть истинная сущность этого поклонения, чтобы оказаться угодной Аллаху Всевышнему и соответствовать Его религии, Он не стал поручать этого самим людям, но направил к ним посланников и ниспослал для них свои Писания с целью разъяснения истинной сути этого поклонения, как сказал об этом сам Аллах Всевышний: «Мы отправили к каждой общине посланника: “Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!”» (Сура “Пчелы”, аят 38).

Аллах Всевышний также сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» (Сура “Пророки”, аят 25).

Если же человек отклонился от того, что было разъяснено относительно поклонения посланниками Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что относительно этого было ниспослано в книгах Аллаха, и стал поклоняться Аллаху так, как это нравится ему самому, как этого желает его душа и в соответствии с тем, как это представляют ему шайтаны из числа людей и джиннов, это значит, что он сбился с пути Аллаха, а поклонение его по сути своей не являлось поклонением Аллаху, но поклонением своим собственным страстям. Аллах Всевышний сказал: «А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим желаниям без верного руководства от Аллаха?» (Сура “Рассказ”, аят 50).

И таких среди людей много, но прежде всего это относится к христианам и сбившимся с пути группам, которые принадлежат к мусульманской общине, например, к суфиям, поскольку разработанные ими нормы поклонения Аллаху во многом противоречат тому, что было узаконено самим Аллахом. Эта мысль может стать ясной, благодаря объяснению того, в чем же состоит истинная суть поклонения, которое было узаконено для людей Аллахом через Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в чем состоят отклонения от истинной сути такого поклонения, которых в наши дни придерживаются суфии.

НОРМЫ ПРАВИЛЬНОГО ПОКЛОНЕНИЯ

Поистине, поклонение, узаконенное Аллахом Всевышним, хвалу Ему Всемогущему, основывается на твердых принципах и основах, суть которых можно выразить следующим образом:

ВО-ПЕРВЫХ: Все эти принципы и основы ниспосланы свыше (иначе говоря, выражать собственное мнение в связи с этим кем бы то ни было неуместно и недопустимо), а это значит, что право установления законов в этой сфере принадлежит только Аллаху Всевышнему, хвала Ему, как сказал об этом сам Всевышний своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Будь же тверд на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто покаялся наряду с тобой. И не преступайте границ дозволенного, ибо Он видит то, что вы совершаете» (Сура Худ”, аят 112).

Аллах Всевышний также сказал: «Потом Мы наставили тебя на путь из повеления. Следуй им и не потакай желаниям тех, которые не обладают знанием» (Сура “Коленопреклоненная”, аят 18).

Аллах Всевышний также сказал устами своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Я следую только тому, что внушается мне в откровении…» (Сура “Пески”, аят 9).

ВО-ВТОРЫХ: Поклонение обязательно должно быть посвящено одному лишь Аллаху Всевышнему и свободно от любых примесей многобожия, как сказал об этом сам Всевышний: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (Сура “Пещера”, аят 110.

А если к поклонению Аллаху присоединяется хотя бы нечто, имеющее отношение к многобожию, то оно делает поклонение недействительным, как сказал об этом Всевышний: «Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали» (Сура “Скот”, аят 88).

Аллах Всевышний также сказал: «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: “Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”. Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных» (Сура “Толпы”, аят 65-66).

В-ТРЕТЬИХ: Образцом в поклонении Аллаху и тем, кто может давать указания относительно этого, является только Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как сказал об этом Всевышний: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (Сура “Сонмы”, аят 21).

Всевышний также сказал: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (Сура “Собрание”, аят 7).

Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто делает нечто такое, чего мы не повелевали, то это будет отвергнуто». Хадис передал Муслим.

Сообщается также, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новоe и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто» Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Совершайте молитву так же, как на ваших глазах молился я». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

Он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Берите пример с меня в совершении ваших религиозных обрядов». (Хадис передал Муслим). Кроме того, известны и другие подобные этим высказывания Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

В-ЧЕТВЕРТЫХ: Различные виды поклонения Аллаху, например, молитва, имеют и определенные ограничения в смысле совершения в определенное время и продолжительности, нарушение которых недопустимо, как сказал об этом Всевышний Аллах: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (Сура “Женщины”, аят 103).

То же самое относится к совершению хаджа, так как Аллах Всевышний сказал: «Хадж совершается в известные месяцы» (Сура “Корова”, аят 197), и к посту, так как Всевышний сказал: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься…» (Сура “Корова”, аят 185).

В-ПЯТЫХ: Поклонение Аллаху обязательно должно основываться на любви к Аллаху Всевышнему, смирении и страхе перед Ним, а также надежде на Него, ибо Всевышний сказал: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (Сура “Ночное путешествие”, аят 57).

А о своих пророках Аллах Всевышний сказал так: «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (Сура “Пророки”, аят 90).

Аллах Всевышний также сказал: «Скажи: “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах — Прощающий, Милосердный”. Скажи: “Повинуйтесь Аллаху и Посланнику”. Если же они отвратятся, то ведь Аллах не любит неверующих» (Сура “Семейство Имрана”, аяты 31-32).

Таким образом, Аллах Всевышний, хвала Ему, упомянул о признаках проявления любви к Нему со стороны людей, а также о том, какие плоды приносит такая любовь.

Признаками любви к Аллаху являются следование Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и проявление покорности по отношению к Аллаху и Посланнику Аллаха. Если же говорить о том, что дает человеку такая любовь, то благодаря ей он может снискать любовь Аллаха, хвала Ему, прощение грехов и милость Аллаха, хвала Ему.

В-ШЕСТЫХ: Поистине, человек не освобождается от обязанностей, связанных с поклонением Аллаху, начиная со времени достижения им зрелости и до самой своей кончины, ибо Аллах Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (”Семейство Имрана”, аят 102).

Всевышний также сказал: «Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе» (Сура “ал-Хиджр”, аят 99).

Из книги Шайха Солиха аль-Фаузан «Истинная суть суфизма»
Подготовил: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.