Правила относительно уподобления неверующим
Передаётся от Ибн ‘Умара, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек, уподобившийся какому-либо народу (или группе людей), является одним из них». Хадис приводит Абу Дауд (3512); аль-Албани в «Сахих Абу Дауд» (3401) сказал, что это хороший достоверный хадис.
Аль-Мунави и аль-‘Альками сказали: «То есть, если он украсился внешне так, как украшаются они, стал одеваться так же, как и они, и иногда вести себя так же, как и они».
Аль-Кари сказал:
— То есть тот, кто уподобился неверующим, к примеру, в их одежде или другом, или нечестивцам, или суфиям, праведникам и благочестивым «является одним из них» — в грехе и во благе.
Шейх Ислама Ибн Теймийа в «Сырат аль-мустакым» сказал:
— Имам Ахмад и другие использовали этот хадис в качестве доказательства. И этот хадис, самое меньшее, указывается на запрет уподобления им, как это в словах Всевышнего Аллаха:
«Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них» (сура «аль-Маида», аят 51).
И это соответствует словам ‘Абду-Ллаха ибн ‘Амру, когда он сказал: «Тот, кто основался на земле многобожников, участвуя вместе с ними в их праздниках Навруз и Михраджан, и уподоблялся им до смерти, будет воскрешён в Судный День вместе с ними». И это относится к уподоблению вообще, уподобление обязательно приводит к неверию и требует запрета частей этого. То, что такой человек из них, устанавливается по мере или степени его участия с ними в уподоблении. Если это уподобление было неверием, или грехом, или символом, то о нём судят соответственно этому». Передаётся от Ибн ‘Умара, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил уподобляться чужеземцам и сказал: «Тот, кто уподобился какому-либо народу, является одним из них». Этот хадис упомянул аль-Кады Абу Йа‘ля. И не только один учёный использовал этот хадис в качестве доказательства нежелательности использования одежды немусульман». Конец цитаты. См. «‘Аун аль-ма‘буд шарх сунан Аби Дауд».
Уподобление неверующим бывает двух видов: запретное уподобление и дозволенное.
Первый вид: запретное уподобление. Это совершение религиозных обрядов неверующих, зная об этом, или действий, связанных с их религией, которые не пришли в нашем Шариате. Это запретно. Подобное уподобление может быть большим грехом, а иногда, в соответствии с доказательствами, и неверием.
Неважно, совершает ли подобные действия человек, соглашаясь с неверующими, или из-за желания, или из-за сомнения, что это действие показалось ему полезным в этой и следующей жизни.
Если кто-либо спросит: «А если человек совершает это действие, пребывая в неведении о нём, считается ли он совершающим грех? К примеру, если он отмечает Рождество Христово?» Ответ: «Человек, который пребывал в неведении, не грешен, так как он не знал. Но до него необходимо довести знание об этом, и если он будет продолжать и настаивать, то тогда уже он будет считаться совершающим грех».
Второй вид: разрешённое уподобление. Сюда относятся такие действия, которые изначально не были переняты у неверующих, но неверующие тоже совершают их. Это не тот вид уподобления, о котором имеются предостережения, однако, возможно, будет полезнее не уподобляться им в этом.
«Уподобление людям Писания и другим в мирских делах разрешено только при выполнении следующих условий:
1 — Это действие не должно быть частью их традиций или отличительной особенностью.
2 — Это действие не должно быть частью их религии, религиозного закона, и оно должно иметь достоверное подтверждение, что действительно является частью их религиозного закона — об этом действии должно быть упомянуто в словах Всевышнего Аллаха в Его Книге, или в словах Его посланника, или должны присутствовать предания, переданные многочисленными путями (мутаватир). К примеру, в предыдущих общинах был дозволен земной поклон в знак приветствия.
3 — В нашем религиозном законе, Шариате, не должно быть специальных указаний по этому поводу. Если в Шариате есть указание о согласии или противоречии этому, то необходимо поступать в соответствии с тем, что пришло в Шариате.
4 — Согласие их действиям не должно приводит к противоречию Шариату.
5 — Мы не должны соглашаться с их праздниками или признавать их.
6 — Согласие должно быть по мере нужды в этом и не превышать её».
См. книгу Сухейла Хасана «Ас-Сунан ва-ль-Асар фи ан-Нахйи ‘ан ат-Ташаббух би-ль-Куффар», стр. 58-59.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.
Сайт «Ислам: Вопрос и Ответ», фатва № 21694