Вакцины, изготовленные из яда скорпионов, змей и других ядовитых существ

28.02.2022 | Автор:

Вопрос: Можно ли делать прививки против укусов скорпионов, созданных из их же яда? В общем, можно ли делать прививки вакцин, полученных из ядов, а также других жидкостей или частей тела животных?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во первых: Из истории медицины известно, что английский врач Эдвард Дженнер (1749 — 1823г.) разработал метод вакцинации (прививку) против оспы. Британский писатель Пол Валлели в статье под названием «Как мусульманские изобретатели изменили мир» пишет, что мусульмане умели делать эти прививки раньше других: «Метод прививки не был изобретен Дженнером и Пастером, он был разработан в мусульманском мире и принесен в Европу в 1724 году из Турции, женой английского посла в Стамбуле».

Во вторых: Некоторые ученые запрещают принимать лекарства до наступления болезни, но это мнение не соответствует истине.

Сказал шейх Абд-Аллах ар-Роджихи, да сохранит его Аллах: «Хьукм прививок до болезни — разрешено, подобно вакцинации от менингита или холеры, доказательством является:

1) Хадис, который приводится в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто съест утром семь мединских фиников, не навредят ни колдовство, ни яд». Это для защиты от болезни до ее наступления, и это является разрешенным.

2) Все люди единодушны в том, что еда и питье принимаются до наступления голода и жажды, теплая одежда — для защиты от холода, так же воины надевают доспехи и берут оружие, чтобы уберечься от вреда со стороны врага – это и есть защита от болезни до его наступления, и с этим согласно все человечество» (Фаваид филь-Акъида, 18).

Со словами шейха Абд аль-Азиза Бин База, да смилостивится над ним Аллах, можно ознакомиться в ответе на вопрос (20276).

В третьих: Что касается употребления яда, то следует отличать между питьем яда и лечением им.  Среди ученых есть разногласия насчет чистоты яда. Достоверным является то, что он чистый. Не разрешается пить яд в целях самоубийства, ведь есть ясный и достоверный текст с обещанием наказания за это. Передали от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто убил себя, бросившись с горы, будет в Огне Ада, бросаясь в нее снова и снова, и останется там навечно! Тот, кто убил себя, выпив яд, будет выпивать этот яд снова и снова, находясь в Огне Ада, и останется там навечно! Тот, кто убил себя железом, будет резать себя снова и снова, находясь в Огне Ада, и останется там навечно». Хадис приводят аль-Бухари (5442) и Муслим (109).

Что касается лечения посредством яда, то это разрешено, если известно о его пользе, и лечение должно быть прописано опытным доктором. Раньше яд в малых количествах использовали короли, чтобы выработать устойчивость к ним, вследствие чего яд не причинял им вреда, когда кто-то хотел их отравить. Известно, что организм людей, населяющих степи, где полно змей, способен бороться с ядовитыми укусами.

Имам аш-Шафии, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если человек выпил лекарство, содержащее яд, и большая часть выздоровления происходит по причине этого яда, то на нем нет греха, потому что он выпил его не для вреда или потери рассудка, даже если он потерял из-за этого рассудок» (аль-Умм, 1/88).

Ибн Къудама, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если принятие лекарств, которые содержат в себе яд, в большинстве случаев приводят к гибели или к потери рассудка, то не разрешается принимать их. Если же в большинстве случаев эти лекарства приносят пользу и приводят к выздоровлению человека, то предпочтительнее дозволенность этого, так как принятие этих лекарств помогает избежать худших последствий болезни.

Так же возможно, что такие лекарства подпадают под запрет из-за того, что человек подвергает себя риску смерти, как если бы они вообще не помогали в лечении. Но первое мнение более достоверно, ведь есть много лекарств, которые представляют опасность, но вместе с этим их разрешают употреблять, чтобы избежать большего вреда. Если сказать, что пить их запрещено, то они становятся в один ряд с такими запретными напитками, как вино и др., а если сказать, что разрешено их пить, то они приравниваются к остальным разрешенным лекарствам» (аль-Мугни, 1/447).

Ибн Хаджар аль-Аскалани, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Что касается питья чистого яда, то в этом вообще нет запрета, поскольку является дозволенным его употребление в малых дозах, если это приносит пользу, добавляя к нему что-то, что защищает от его вреда». Конец цитаты из «Фатх аль-Бари (10/248).

Имам аль-Куртуби, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Лечиться посредством яда разрешено, но не разрешено его пить (в иных целях)» (Тафсир аль-Куртуби, 2/220).

В «Исламской Энциклопедии» (25/257) сказано: «Лечение посредством яда признают разрешенным даже те ученые, которые считают яд нечистым (наджаса), с условием, что лечение будет преобладать над вредом, как и польза. Согласно правилу: из двух зол выбирают меньшее, и чтобы избежать худшего, с условием проведения консультации с надежным мусульманским врачом, или наличия достоверной информации об этом лечении и отсутствия других лекарств, заменяющих этот яд». Конец цитаты.

То же самое касается и остальных прививок – они разрешены с условием, что прописаны компетентным врачом, их полезное действие должно быть доказано путем достоверных исследований, и они не должны причинять пациенту вред. А что касается таких временных побочных действий, как повышение температуры и т.д., то это считается простительным по причине большей пользы, которую приносят эти прививки.

Мы упоминали это в ответе на вопрос под номером (20276).

Нет разницы между прививками, полученными из яда или из тел таких ядовитых животных, как скорпионы и змеи. Главное — уверенность в их пользе.

Шейх Мухаммад аль-Мухтар аш-Шанкъити сказал: «Есть упоминания ученых употребления яда для защиты, как делали это некоторые повелители по совету своих докторов: если была опасность отравления ядом, они принимали его малыми дозами, пока тело не привыкало к нему. Это считалось дозволенным, ведь причина запрета была в боязни гибели. Если же отсутствует причина запрета, то отсутствует и сам запрет. Поэтому, если отсутствует причинение вреда или есть большая уверенность отсутствия вреда, то употребление яда считается дозволенным». Конец цитаты из «Шархь Заад аль-Мустакъни’», раздел «Продукты питания».

И Аллах знает лучше.

Islam Q&A, фетва № 109424
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.