Что является первостепенной обязанностью рабов Аллаха?
Первостепенной обязанностью рабов Аллаха является познание того, ради чего Аллах создал их и относительно чего Он взял с них обещание, познание того, зачем Он направлял к ним Своих посланников и зачем ниспосылал им Свои Писания, познание того, ради чего были созданы мир этот, мир иной, рай и ад; и из-за чего придёт Бедствие (аль-Хакка), и наступит День воскресения, и будут установлены Весы, и разлетятся книги с записями дел и выяснится, что одни оказались счастливыми, а другие — злосчастными и, наконец, познание того, ради чего распределяется свет.
Аллах Всевышний сказал: «А у того, кому Аллах не дал света, нет света?»
(Свет, 40).
Ради чего было создано всё сущее?
Аллах Всевышний сказал: «А создали Мы небеса, и землю и то, что между ними, не ради забавы: Мы создали (небеса и землю) только ради истины, но большинство их не знает» (Дым, 38-39).
«А создали Мы небо, и землю и то, что между ними, не понапрасну: думают так (лишь) те, кто не уверовал» (Сад, 27).
«И создал Аллах небеса и землю ради истины и чтобы воздалось каждому человеку за то, что он совершил, и не будут они обижены»
(Коленопреклонённые, 22).
Аллах Всевышний также сказал: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонились Мне» (Рассеивающие, 56).
Что означает слово «раб» (‘абд)?
Если подразумевать под «рабом» порабощённого, иными словами, подчинённого и покорённого, то в этом смысле название «раб» применимо к любым сотворённым существам, обитающим в высших или низших мирах, будь то нечто обладающее разумом или лишённое его, влажное или сухое, пребывающее в движении или в покое, явное или скрытое, будь то верующий или неверный, праведный или нечестивый, и так далее. Всё это принадлежит Аллаху Всемогущему и Великому, подвластно Ему, подчинено Ему и управляется Им, и всё вышеупомянутое следует тому, что ему предписано, всё имеет свой предел, которого оно достигнет, и свой срок, которого оно не продлит ни на миг «таково предопределение Всемогущего, Знающего» (Йасин, 38) и таковы результаты управления Справедливого, Мудрого.
Если же под словом раб (‘абд) подразумевается поклоняющийся (‘абид), любящий и проявляющий покорность, тогда это касается только верующих, являющихся теми Его рабами, которые были почтены Им, и близкими к Нему богобоязненными созданиями, которым нечего бояться и которые не будут печалиться (См.: «Трапеза», 69).
Из книги Хафиза б. Ахмада ал-Хаками «200 вопросов и ответов по ‘акиде» (вопросы 1-3).
Перевод: Нирша В. (Абдалла) Подготовил: sawab.info