Раздел: Иман и Ихсан

Разница между наказанием и испытанием

22.11.2011 | Автор:

Вопрос: Аллах говорит в Коране, что причиной бедствия, которое постигает нас, является то, что совершили наши руки. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что наиболее испытуемыми являются пророки, а затем благочестивые люди. Сегодня, когда многое в нашей жизни неправильно, как нам узнать, является ли это из-за наших грехов или из-за того, что Аллах любит нас, и поэтому посылает нам испытания. Да воздаст вам Аллах благом.

Ответ: Хвала Аллаху…

Наказания для людей посылаются по причине их грехов. Испытания посылаются для того, чтобы испытать людей, как хорошим, так и плохим.

Относительно наказаний Аллах сказал: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (Коран, 4:79).

Относительно фразы «от тебя самого», Катада сказал: «это значит: наказание для тебя, о сын Адама, по причине твоих грехов». Абу Салих сказал, что «любое наказание, которое постигает тебя, приходит от тебя самого», что означает «по причине твоих грехов, и Я (Аллах) тот, Кто определил это для тебя».  (Тафсир Ибн Касира).

Аллах также сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (Коран, 42:30).

Ибн Кясир, да смилостивится над ним Аллах, сказал:

— Это значит, что любое бедствие, которое происходит с вами, о люди, по причине грехов, которые вы уже совершили, и «Он прощает многое» относится к грехам – Он не наказывает вас за них, но Он прощает их. «Если бы Аллах стал наказывать людей за то, что они приобретают, то Он не оставил бы на ее (земли) поверхности ни единого живого существа, но Он предоставляет им отсрочку до назначенного срока» (Коран, 35:45).

Относительно испытаний, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах любит людей, то Он испытывает их, и у кого есть терпение, будет терпеливым, а беспокойный будет беспокойным». (Хадис передал Ахмад, «Сахих аль Джами'», 1706).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Величина награды соразмерна величине испытания. Если Аллах любит человека, то Он испытывает его, и довольствующийся получит в воздаяние довольство, а недовольный получит гнев». (Хадис передал ат-Тирмизи, 2320, «Сахих аль Джами'», 2210).

Как определить испытания и наказания?

Если бедствие наступило в результате послушания Аллаху, например рана во время Джихада, или потеря денег во время Хиджры ради Аллаха, или потеря работы из-за того что стал мусульманином или увеличения религиозности, то это — испытание. Кто перенесет это с терпением, тому будет дарована награда, но тот, кто будет относиться к этому с недовольством, то он заработает гнев Аллаха.

Если же бедствие наступило в результате совершения греха, например болезнь, передающаяся половым путем, или недуг из-за употребления спиртного или наркотиков, и т.д., то это является наказанием, которое пришло в этом мире (в отличии от отсрочки наказания до наступления будущей жизни).

Если бедствие не связано ни с грехом, ни с послушанием – например болезнь и недуг, потеря ребенка, неудача в бизнесе, то это зависит от положения человека. Если он хороший и набожный человек, то это испытание, а если он грешник, то это наказание.

Бедствие может быть наказанием, заглаживающим грех, или может быть испытанием для того, чтобы поднять статус человека и увеличить его благие дела — это может быть определено по тому, является ли человек послушным или нет. Человеку не следует гордиться собой, наоборот, он должен критиковать себя за свои недостатки и стараться усовершенствоваться. Он получит пользу в любом случае, если проявит терпение и будет надеяться на награду. А Аллах знает лучше.

Источник: сайт "Ислам вопрос и ответ", фатва № 324
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.