Описание малого омовения (вудуъ)
Вопрос: Каким должно быть омовение женщины? Можно ли читать Аят Трона (Аятуль Курси) на арабском языке, но английскими буквами? Я очень хочу выучить этот прекрасный аят, в котором Аллах говорит о Себе. Очень прошу ответить на этот вопрос, потому что мое сердце жаждет ответа. Прошу Аллаха милости для нашего любимого Пророка, для его семьи и сподвижников.
Ответ: Хвала Аллаху.
Во-первых: Мы воздаем хвалу Аллаху, свят Он и велик, Который наставил тебя и открыл твое сердце для восприятия истины, и мы просим у Аллаха твердости в послушании Ему. Мы ценим твое усердие в изучении вопросов своей религии, и советуем стремиться к приобретению знаний, которые сделают правильным Ваше поклонение, и выучить арабский язык для того, чтобы Вы могли читать и правильно понимать Коран. Мы просим Аллаха даровать Вам полезные знания.
Что касается малого омовения (вудуъ), то существует два способа его совершения:
Первый: способ, ограничивающийся следующими обязательными действиями:
1. Полное омовение лица один раз, что включает в себя полоскание рта и носа.
2. Омовение рук до локтей один раз.
3. Обтирание головы, включая уши.
4. Омовение ног вместе с лодыжками один раз.
Во всех этих случаях под однократным омовением имеется в виду тщательное омовение всей части тела целиком.
5. Соблюдение очередности: сначала нужно мыть лицо, затем руки, затем протереть голову и в конце мыть ноги. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, придерживался в омовении именно такой последовательности.
6. Непрерывность. Это значит, что упомянутые части тела необходимо мыть одну за другой, без продолжительной паузы между омовением одной части тела и следующей. Умыв одну часть тела необходимо сразу переходить к омовению следующей части тела.
Это обязательные действия (фарды), без которых омовение не будет действительной. Доказательством обязательности этих действий являются слова Великого и Всемогущего Аллаха: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны» (Коран, 5:6).
Второй: способ, включающий желательные действия, которые описаны в Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
1. Человек должен иметь намерение очиститься и должен очистить себя от нечистот, однако намерение не произносится вслух, поскольку местом намерения является сердце. Это относится ко всем актам поклонения. (Намерение является сунной в ханафитском мазхабе. Во всех остальных мазхабах наличие намерения обязательно – прим. пер.)
2. Сказать «Бисми-Ллях» (С именем Аллаха).
3. Затем умыть кисти рук три раза.
4. Затем прополоскать рот три раза, втянуть ноздрями воду и выдуть воду из носа, используя левую руку – три раза.
5. Умыть лицо три раза. Границы лица – от линии волос головы до подбородка — в длину, и от уха до уха — в ширину. Мужчина должен мыть так же бороду, потому что это часть лица. Редкую (не густую) бороду нужно мыть снаружи и внутри (т.е. кожу под бородой – прим. пер.), а если борода густая, то есть, скрывает кожу, то моют только поверхность бороды и прочесывают ее пальцами.
6. Затем моют руки до локтей три раза – от кончиков пальцев до локтей, включая локти. Если что-то прилипло к рукам, например, тесто, глина, краска – все, что препятствует доступу воды к коже (и ногтям), то необходимо удалить это перед тем, как мыть руки.
7. Затем обтирают волосы и уши один раз свежей водой – не той, что осталась после омовения рук. Обтирание головы делается следующим образом: руки, смоченные в воде, кладут на переднюю часть головы (т.е. ближе ко лбу) и проводят ими до затылка, затем повторяют это движение в обратную сторону, пока руки не окажутся в исходном положении. Затем вставляют указательные пальцы в уши (протерев ими внутреннюю часть уха) и большими пальцами проводят по внешней стороне ушной раковины. Женщины так же делают обтирание волос от передней части головы до затылка, и не имеет значения, распущены ее волосы или подобраны. Она не обязана протирать их по всей длине.
8. Затем моют ноги, включая лодыжки (щиколотки).
Доказательством этому является хадис Хьумрана, вольноотпущенника ‘Усмана, о том, что он видел как ‘Усман б. ‘Аффан – да будет им доволен Аллах – попросил воду для омовения и умыл кисти рук три раза. Затем он прополоскал рот и нос, затем умыл лицо три раза. Затем он умыл правую руку до локтя три раза, а затем и левую таким же образом. Затем он совершил масх (обтирание) головы. Затем он умыл правую ногу до лодыжки три раза, а затем и левую таким же образом. Затем он сказал: «Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал омовение таким же образом и сказал: «Кто совершит омовение, подобное этому, а затем совершит молитву в два раката, не отвлекаясь на посторонние мысли, Аллах простит его предыдущие грехи»». Хадис передал Муслим («Очищение» /331).
Условия (шурут) малого омовения слудующие: ислам, разум, возраст различения, намерение. То есть, не будет действительным омовение неверующего, или сумасшедшего, или маленького ребенка, или того, кто не намеревался совершить омовение, а просто хотел освежиться, к примеру. Так же, вода для омовения должна быть чистой, потому что омовение, совершенное грязной водой не является действительной. Так же, должно отсутствовать препятствие для доступа воды к коже и ногтям, подобно лаку для ногтей.
По мнению большинства ученых, произнесение «Бисми-Ллях» так же является условием омовения, но среди них существует разногласие насчет того, является ли это ваджибом или сунной. Тот, кто вспомнил эти слова, может сказать их как в начале, так и в процессе омовения.
И нет разницы между омовением мужчины и женщины.
После совершения малого омовения желательно сказать:
أشهد أن لا إله إلا الله وحده لا شريك له وأشهد أن محمداً عبده ورسوله
(Ашхаду ан ла илаха ила-Ллаху вахьдаху ла шарика лаху, ва ашхаду анна Мухьаммадан ‘абдуху ва расулюх).
«Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник»
Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для каждого из вас, кто совершит омовение должным образом, а затем скажет: Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник, обязательно будут открыты восемь врат Рая, и он войдет через любую из них по своему желанию». Хадис передал Муслим («Очищение» /345). В добавке к хадису у ат-Тирмизи говорится: «О Аллах, сделай меня из числа кающихся и из числа очищающихся!». Его достоверность подтвердил ал-Албани в «Сахих Сунан Аби Дауд» (номер 48).
См. «ал-Мулаххас ал-Фикх» лил-Фавзан (1/36).
Что касается твоих слов: «Прошу Аллаха милости для нашего Пророка», то предписано приветствовать и просить благословение для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так, как нам приказал наш Господь, свят Он и велик, в Своем слове: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (Коран, 33:56 ). А Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих ал-Мунаджид.
Islam Q&A фатва № 11497 Перевод: sawab.info