Раздел: Очищение

50 обязательных предписаний, касающиеся омовения

11.04.2015 | Автор:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны» (Коран, 5:6).

Этот великий аят содержит в себе множество предписаний, из которых мы постараемся перечислить те, которые нам позволит перечислить Аллах.

1 Выполнение всех перечисленных в этом откровении предписаний относится к обязательным требованиям веры, потому что этот аят начинается с обращения к уверовавшим. Это значит, что верующие обязаны поступать в соответствии с требованиями своей веры и выполнять то, что им приказано.

2 Мусульманин обязан совершать намаз, поскольку Аллах сообщил о том, что следует делать, когда встают на намаз.

3 Для совершения намаза необходимо намерение, потому что вставать на намаз можно только сознательно и с твердым намерением.

4 Очищение является обязательным условием правильности намаза, потому что Аллах приказал очищаться перед намазом, а известно, что любое повеление считается обязательным предписанием, пока не доказано обратное.

5 Для очищения необязательно, чтобы наступило время обязательного намаза, а достаточно намерения совершить намаз.

6 Очищение является обязательным условием любого обряда поклонения, который можно назвать намазом, будь то обязательные или добровольные намазы, или намазы, которые возложены на мусульманскую общину в целом, или заупокойные молитвы. Многие богословы считают, что даже земные поклоны во время чтения Корана и поклоны благодарности можно совершать только в состоянии ритуального очищения.

7 Во время омовения обязательно мыть лицо, т.е. переднюю часть головы от места обычного роста волос до края челюсти и подбородка в длину и от одного уха до другого в ширину. К мытью лица также относится полоскание рта и носа, что подтверждается Сунной, и мытье бороды. Если борода редкая, то вода обязательно должна коснуться кожи лица. Если же борода густая, то достаточно помыть ее снаружи.

8 Мусульманам приказано мыть руки до локтей. Большинство толкователей Корана считает, что арабский предлог «иля» («до») здесь означает «вместе с». В таком же значении он использован в следующем откровении:

 «Не пожирайте их имущества вместе со своим имуществом» (4:2). Это подтверждается тем, что омовение не засчитывается, пока совершающий его не помоет оба локтя целиком.

9 Мусульманам приказано обтирать голову.

10 Обязательно обтереть голову полностью, поскольку арабский предлог «би» здесь не означает того, что можно ограничиться обтиранием части головы. Он означает, что при обтирании необходимо касаться головы руками и охватить всю поверхность головы.

11 Обтереть голову можно любым способом: обеими руками, одной рукой, лоскутом материи, куском дерева или другим похожим предметом, потому что Аллах упомянул обтирание в самом широком смысле. Аллах не установил определенную форму обтирания головы, из чего следует, что обтирать голову можно любым способом.

12 Во время омовения обязательно именно обтереть голову, и если человек помыл голову, не проведя по ней рукой, то этого не достаточно, потому что он не выполнил того, что приказал Аллах.

13 Аллах приказал мыть ноги до щиколоток, и по этому поводу можно сказать то, что было сказано по поводу мытья рук.

14 Согласно наиболее распространенному чтению, арабское слово «арджул» («ноги») стоит в винительном падеже. Это опровергает воззрения рафидитов и означает, что обтирание обнаженных ног во время омовения не засчитывается.

15 В этом аяте содержится указание на законность обтирания кожаных носков, поскольку существует чтение, в котором слово «арджул» («ноги») стоит в родительном падеже. Каждое из двух чтений следует истолковывать в соответствии с его смыслом. Если ноги обнажены, то их необходимо помыть, согласно чтению, в котором это слово стоит в винительном падеже. Если же на ноги надеты кожаные носки, то их достаточно обтереть, согласно чтению, в котором это слово стоит в родительном падеже.

16 Во время омовения приказано соблюдать последовательность действий, поскольку Аллах перечислил их в определенной последовательности. Обтирание головы в этом откровении упоминается между мытьем других частей тела, и единственным объяснением этому может быть необходимость соблюдения указанной последовательности.

18 Соблюдение последовательности относится только к четырем действиям, упомянутым в этом аяте. Что же касается последовательности между полосканием рта и носа и мытьем лица, а также между мытьем правых и левых рук и ног, то соблюдать ее необязательно. Но желательно полоскать рот и нос перед мытьем лица, мыть правую конечность до левой и обтирать голову перед обтиранием ушей.

19 Мусульманам приказано повторять омовение перед каждым намазом, дабы они в точности выполняли кораническое повеление.

20 После полового осквернения мусульманин обязан искупаться.

21 При купании обязательно помыть все тело, потому что Аллах приказал очистить все тело и не связал это повеление с его отдельными частями.

21 При купании после полового осквернения приказано мыть не только поверхность, но и основание волос.

22 Малое осквернение входит в большое осквернение, и для очищения от обеих форм осквернения достаточно утвердить намерение и помыть все тело, потому что Аллах приказал после полового осквернения очиститься и не приказывал совершить после этого омовение.

23 Человек оказывается в половом осквернении после семяизвержения, если оно произошло во время сна или бодрствования, и после полового акта, даже если не было семяизвержения.

24 Если человек помнит, что ему приснилось эротическое сновидение, но не видит выделения спермы, то он не обязан купаться, поскольку он не оказался в состоянии полового осквернения.

25 Всевышний Аллах оказал Своим рабам великую милость, когда позволил им очищаться песком.

26 Одним из обстоятельств, при которых разрешается очищаться песком, является болезнь, при которой использование воды может навредить здоровью. В таких случаях больным разрешается очищаться песком. Поступать так разрешается и во время поездок, и после отправления большой или малой нужды, если человек не может найти воду. Во время болезни очищаться песком разрешается даже при наличии воды, поскольку использование воды может навредить здоровью. Во всех остальных случаях очищаться песком разрешается только тогда, когда воды нет. Это относится даже к тем, кто находится в месте постоянного проживания.

27 Выделения из мочеиспускательного канала и заднего прохода делают омовение недействительным.

28 Опираясь на этот аят, некоторые богословы утверждают, что омовение становится недействительным только после мочеиспускания и дефекации и не становится недействительным после прикосновения к половым органам и некоторых других действий.

29 При упоминании о неприятных и скверных вещах желательно пользоваться намеками, поскольку Всевышний назвал отправление естественной нужды возвращением из уборной.

30 Прикосновение к женщине с возбуждением и удовольствием делает омовение недействительным.

31 Отсутствие воды является обязательным условием законности очищения песком.

32 Очищение песком становится недействительным, если появилась вода, даже если человек в это время совершает намаз, потому что Аллах позволил прибегать к нему только в отсутствии воды.

33 При отсутствии воды после наступления времени намаза человек обязан отправиться на поиски воды поблизости, потому что не найти воду может только тот, кто ее искал.

34 Если воды не хватает для очищения полностью, то ее необходимо использовать, и только после этого можно очищаться песком.

35 Очищаться водой, качества которой изменились в результате попадания в нее чистых инородных вещей, предпочтительнее, нежели очищаться песком. Такая вода остается чистой и пригодной для очищения, потому что, несмотря на изменение своих качеств, она остается водой, а Всевышний Аллах позволил очищаться песком только при отсутствии воды.

36 При очищении песком необходимо иметь твердое намерение, потому что арабский глагол «тайаммама» означает «намереваться», «стремиться».

37 Для очищения песком разрешается использовать песок или любой другой земляной грунт. Согласно этому толкованию, повеление обтирать землей лицо и руки объясняется тем, что чаще всего на поверхности земли имеются песок и пыль, которыми можно обтереть лицо и руки. Это можно объяснить также тем, что Аллах указал на наиболее предпочтительный поступок, и если есть возможность очиститься песком или пыльной землей, то лучше сделать это.

38 Очищение нечистым песком является недействительным, поскольку очищаться следует только чистым песком.

39 При очищении песком следует обтирать только лицо и руки и нельзя обтирать остальные части тела.

40 Обязательно обтирать все лицо целиком, но нет необходимости брать песок в рот, вдыхать его в нос и касаться им основания волос, даже если борода является редкой.

41 Обтирать руки следует до запястий, поскольку при упоминании о руках без дополнительных разъяснений имеются в виду только кисти рук. Если бы была необходимость обтирать руки до предплечий, то Аллах разъяснил бы это, как это сделано при описании порядка совершения омовения.

42 Очищение песком избавляет человека от малого и большого осквернения и даже замещает удаление нечистот с тела, потому что Аллах позволил очищаться песком вместо очищения водой в самом широком смысле и не установил дополнительных условий. Однако большинство богословов считало, что удаление нечистот с тела нельзя возместить очищением песком, потому что в кораническом откровении речь идет только о различных формах осквернения.

43 При очищении песком от большого и малого осквернения необходимо обтирать одни и те же участки тела, т.е. только лицо и кисти рук.

44 Для очищения от обеих форм осквернения достаточно один раз очиститься песком с соответствующим намерением, поскольку обсуждаемый нами аят имеет самый широкий смысл.

45 Обтирать лицо и руки разрешается руками или каким-нибудь предметом. Аллах приказал обтирать эти части тела и не упомянул то, чем их следует обтирать, из чего следует, что обтирание их любым способом будет засчитано.

46 Как и во время омовения, при очищении песком обязательно соблюдать последовательность, потому что Аллах упомянул обтирание лица перед обтиранием рук.

47 Всевышний Аллах не сделал ниспосланные законы тяжелыми и обременительными для нас. Напротив, Аллах смилостивился над своими рабами и пожелал очистить их и довести до конца свою милость к ним.

48 Материальное очищение водой и песком дополняет духовное очищение посредством единобожия и искреннего покаяния.

49 Очищение песком не приносит чистоты, которую можно ощутит или увидеть глазами. Это очищение является духовным и исходит из того, что человек выполняет повеление Всевышнего Аллаха.

50 Рабу следует размышлять над мудростями и таинствами законов Аллаха, связанных с ритуальным очищением и остальными предписаниями, поскольку благодаря этому он может приумножить свои познания, лучше благодарить Аллаха и сильнее возлюбить Его за то, что Он установил законы, позволяющие рабам достичь больших высот.

Толкование “Облегчение от Великодушного и Милосердного” шейха ‘Абд ар-Рахмана ибн Насира ас-Са‘ди (сура «Трапеза», 6 аят).

Перевод: Кулиев Эльмир
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.