Некоторые правила похорон

22.09.2011 | Автор:

Желательность оповещения родственников и друзей о смерти человека. Мусульманские богословы отмечали, что семье умершего мусульманина следует оповестить родственников и друзей покойного, а также праведных мусульман о его смерти, чтобы они могли принять участие в подготовке к похоронам, вместе совершить намаз джаназа по умершему, похоронить его и тем самым заслужить награду Аллаха.

Абу Хурейра рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возвестил людям о смерти негуса Эфиопии в тот день, когда тот скончался. Он вышел к людям, построил их в ряд и совершил по нему намаз джаназа. Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.

Анас рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Знамя нес Зейд и был сражен. Затем его взял Джа’фар и тоже был сражен. Затем его подхватил ‘Абдуллах ибн Раваха и тоже погиб». В этот момент глаза Посланника Аллаха прослезились, а затем он добавил: «Теперь Халид ибн аль- Валид сам взял знамя, и ему удалось добиться успеха». Имам аль-Бухари поместил этот хадис в главе под названием «Человек должен оповещать семью умершего о смерти».

Ибн Хаджар писал, что Ибн Рашид сказал: «Смысл этого названия в том, что не всякое оповещение о смерти запрещено». Он имел в виду хороший хадис, переданный Ахмадом, ат- Тирмизи и Ибн Маджой, о том, что Хузейфа, когда кто-либо умирал, говорил: «Не разрешайте никому оповещать об этом людей. Я боюсь, что это будет извещением о смерти, а я вот этими ушами слышал, как Посланник Аллаха запретил извещать о смерти».

Пророк запретил извещать о смерти так, как это делали арабы в доисламские времена невежества. Они отправляли тех, кто приносил весть о смерти, ходить по домам и рынкам и распространять ее среди людей. Ибн аль-‘Араби сказал: «На основании всех хадисов на эту тему можно сделать три вывода. Во-первых, в шариате установлено оповещать о смерти родных, близких и праведных людей. Во-вторых, нежелательно приглашать людей на поминки. В-третьих, запрещено возвещать о смерти с криками и плачем и т.п.»

Плач по умершему

1. Анас ибн Малик рассказывал, что они вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли к Абу Сейфу аль-Кейну, мужу кормилицы сына Пророка Мухаммада Ибрахима. Посланник Аллаха взял его на руки, поцеловал и понюхал. Затем к в комнату вошли и сподвижники. Тут они увидели, что Ибрахим умирает. Глаза Посланника Аллаха прослезились, и ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауф сказал: «Ты тоже, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это — милосердие, Ибн ‘Ауф». Затем он добавил: «Глаза слезятся, и сердце грустит, но мы говорим только то, чем доволен наш Господь. О Ибрахим, мы опечалены разлукой с тобой». Хадис передал аль-Бухари (3/172- 173).

2. Ибн ‘Умар рассказывал, что, когда Са’д ибн ‘Убада сильно заболел, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Ауфом, Са’дом ибн Абу Ваккасом и ‘Абдуллахом ибн Мас’удом пошли навестить его. Войдя, они увидели вокруг него родственников. Пророк спросил: «Он уже умер?» Они ответили: «Нет еще, о Посланник Аллаха». Тогда он заплакал, и люди, увидев Пророка плачущим, тоже заплакали. Он сказал: «Послушайте! Аллах не наказывает за то, что глаза слезятся, а сердце грустит». Тут он показал на язык и продолжил: «Аллах наказывает вот за это или же милует. Покойный получает наказание за то, что семья оплакивает его». Хадис передали аль-Бухари (3/175) и Муслим (2/636).

Ибн Батталь сказал, что первый хадис разъясняет, что плакать и грустить разрешено, если человек при этом не выражает недовольства волей Аллаха. Он также отметил, что мусульманин может говорить о своей печали вслух, хотя лучше было бы, если бы он не показывал ее людям. См. «Фатх аль-Бари» (3/174).

Что касается слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «Аллах наказывает вот за это или же милует», то они означают, что если человек произносит своими устами греховные речи, то будет наказан за это, если же он говорит хорошее, то будет помилован. Кроме того, человек будет нести наказание и за то, что его родственники оплакивают его, перечисляя его заслуги и праведные дела, и громко плачут, но только в том случае, если он сам завещал им поступать таким образом. Об этом говорили аль-Бухари (3/150) и большинство мусульманских богословов.

О том, какому наказанию подвергается покойный, говорили, что он испытывает страдания от того, что его родные громко рыдают по нему и т.п. Этому мнению отдали предпочтение Ибн аль- Мурабит, Ибн Джарир ат-Табари, кадий ‘Ийад и шейх-уль-ислам Ибн Теймийа. См. «Фатх аль- Бари» (3/155).

Запрещается причитать над покойником с криками и воплем

Умм ‘Атийа аль-Ансарийа рассказывала, что, принося Посланнику Аллаха присягу (т.е. принимая ислам), они обещали не оплакивать покойников воплями. Хадис передали аль-Бухари (3/176) и Муслим (2/645).

Запрещается бить себя по щекам и рвать на себе одежду и волосы

Ибн Мас’уд рассказывал, что Пророк сказал: «К нам не имеют отношения те, которые бьют себя по щекам, рвут на себе одежду и призывают, как это делали во времена невежества». Хадис передали аль-Бухари (3/ 163,166), (6/546) и Муслим (1/99).

Это означает, что подобное поведение не имеет отношения к исламу и дороге Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но ни коим образом не подразумевает, что все, кто совершают это, перестают быть мусульманами. Пророк выразил эту мысль такими словами, чтобы подчеркнуть, как важно остерегаться таких поступков. Это похоже на то, как отец, порицая сына за совершенный им проступок, говорит ему: «Ты не имеешь никакого отношения ко мне, а я не имею отношения к тебе». Это значит лишь то, что сын не пошел по стопам своего отца. См. «Фатх аль-Бари» (3/163). Такой оборот принят в арабском языке.

Желательно приготовить еду для семьи покойника

Именно так следует поступать в соответствии с законами шариата. Насколько же сбились с прямого пути люди, обычаи которых побуждают и без того опечаленную и удрученную семью покойного готовить еду для других людей. ‘Абдуллах ибн Джа’фар рассказывал, что, когда погиб его отец, Посланник Аллаха сказал: «Приготовьте для семьи Джа’фара еду, потому что они сейчас озабочены». Хадис передал Абу Дауд (3132), ат- Тирмизи (998), Ибн Маджа (1610). Ат-Тирмизи назвал его хорошим и достоверным.

Аш-Шафи’и считал, что отправлять еду семье покойного желательно. Он писал: «Мне нравится, когда соседи или родственники покойного готовят для его семьи поесть в день смерти. Это — сунна и дань памяти. Так поступали и всегда будут поступать те, кто любят вершить добро. Так велел поступать Посланник Аллаха, когда до него дошла весть о гибели Джа’фара». См. «аль-Умм» (1/278).

Ученые отмечали, что желательно настоять на том, чтобы семья покойного поела и не теряла сил, независимо от того, отказываются они есть из-за стеснения или же из-за сильной печали и скорби. См. книгу имама ан-Навави «аль-Маджму’ Шарх аль-Мухаззаб» (5/290).

Правоведы также говорили, что нельзя готовить еду для вдов, которые собираются вместе с близкими и громко причитают над покойником, потому что тем самым люди помогают ей не трудиться по дому и грешить. См. «аль-Маджму’ Шарх аль-Мухаззаб» (5/ 290).

А Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». (Сура «Трапеза», аят 2.)

Из одноименной книги Мухаммада ан-Наджи
Перевод Э. Р. Кулиева, Подготовил: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.