Что такое Ислам?
Ислам включает в себя три ступени: ислам, веру (иман) и чистосердечие (ихсан), и каждое из этих названий применимо ко всей религии в целом.
Что такое «ислам» (покорность)?
Ислам есть выражение покорности Аллаху путём исповедания единобожия, проявление повиновения Ему с помощью выполнения определённых религиозных обязанностей и абсолютная непричастность к многобожию.
Аллах Всевышний сказал: «Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху..?» (Женщины, 125).
«Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять». (Лукман, 22).
Аллах Всевышний также сказал: «Ваш Бог – Бог Единственный. Будьте же покорны Ему. А ты сообщи благую весть смиренным…» (Хадж, 34).
Что может служить указанием на то, что понятие «ислам» охватывает собой всю религию в целом ?
Аллах Всевышний сказал: «Воистину, религией у Аллаха является ислам» (Семейство Имрана, 19).
Что же касается Пророка صلى الله عليه وسلم, то сообщается, что он сказал: «В начале ислам был чем-то чуждым и снова станет (таким же) чуждым, каким был в начале».
И сообщается также, что Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: «Наилучшим (проявлением) ислама является вера в Аллаха». Часть длинного хадиса, который приводит Ахмад.
Какие указания имеются на то, что исламу можно дать определение, перечислив пять его столпов?
Указанием на это являются слова пророка صلى الله عليه وسلم приводимые в хадисе, где сообщается о вопросе Джибрила о религии, на который посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم ответил следующим образом: «(Суть) ислама в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и совершал молитвы, и давал закят, и постился во время рамадана, и совершил хадж к Дому (Аллаха), если сумеешь найти возможность (сделать это)». Муслим, аль-Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа и ан-Насаи (часть длинного хадиса).
И указанием на это служат слова пророка صلى الله عليه وسلم: «Ислам основывается на пяти столпах…», — сказав которые, он перечислил всё вышеупомянутое в цитированном выше хадисе, единственное же отличие второго хадиса состоит в том, что в нём сначала упоминается хадж, а потом — пост во время рамадана. Оба этих хадиса приводятся в «Сахихах» аль-Бухари и Муслима.
Какое место в религии занимают два свидетельства?
Раб может начать исповедовать религию только после произнесения слов этих свидетельств. Аллах Всевышний сказал: «Верующими являются только те, кто уверовал в Аллаха и Его посланника» (Свет, 62; Комнаты, 15).
Можно привести многие другие аяты и хадисы, подтверждающие эту мысль.
Что указывает на необходимость свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха?
Аллах Всевышний сказал: «Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого»(Семейство Имрана, 18).
«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха» (Мухаммад, 19).
«Нет иного божества, кроме Аллаха…» (Семейство Имрана, 62).
«Аллах не (порождал) сына, и нет наряду с Ним иного бога…» (Верующие, 91).
Аллах Всевышний также сказал: «Скажи: “Если бы, как они говорят, наряду с Ним существовали другие боги, то они непременно попытались бы добраться до Господа Трона”». (Ночное путешествие, 42).
Можно было бы привести и другие аяты, подтверждающие эту мысль.
В чём смысл свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха?
Смысл этого свидетельства состоит в отрицании того, что кто-либо, кроме Аллаха, достоин поклонения, и подтверждении того, что достоин его один лишь Аллах, у которого нет сотоварищей в поклонении, как нет их и в безраздельно принадлежащей Ему власти.
Аллах Всевышний сказал: «Это – потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах – Возвышенный, Большой» (Хадж, 62).
Каковы условия действительности свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, без соблюдения которых в полном объёме оно не принесёт пользы тому, кто его произнесёт?
Таких условий насчитывается семь:
1 — Знание о смысле того, что отрицает и что подтверждает человек, приносящий это свидетельство.
2 — Убеждённость сердца в его истинности.
3 — Внешнее и внутреннее подчинение ему.
4 — Такое принятие этого свидетельства, когда человек не отвергает ни одной из его составных частей, как не отвергает он и ничего, сообразующегося с его смыслом.
5 — Проявление искренности при произнесении слов свидетельства.
6 — Правдивость, проявляющаяся не только в словах, но исходящая из самых глубин сердца.
7 — Любовь к этому свидетельству и тем, кто его произнёс.
Более подробно смысл данных семи условий раскрывается в нижеследующих восьми вопросах.
Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость знания?
Аллах Всевышний сказал: «…разве лишь те, которые засвидетельствовали истину, обладая знанием…» (Украшения, 86).
Здесь «засвидетельствовали истину» значит, засвидетельствовали, что нет бога, кроме Аллаха, храня в своих сердцах знание о смысле того, что произнесли языком.
Что же касается Пророка صلى الله عليه وسلم, то сообщается, что он сказал: «Войдёт в рай тот, кто умрёт, (твёрдо) зная о том, что нет бога, кроме Аллаха». Муслим и имам Ахмад. Оба этих мухаддиса передают данный хадис со слов Усмана, да будет доволен им Аллах.
На первый взгляд может показаться, что человеку пойдёт на пользу одно только знание сердца, тогда как ни произносить слова двух свидетельств вслух, ни совершать никаких действий различными частями тела необязательно. Однако известен целый ряд других хадисов, содержание которых поясняет смысл этого хадиса в целом, и это позволяет сделать вывод о том, что наши праведные предшественники не воспринимали его буквально, поскольку они стремились к согласованию смысла различных аятов Корана и хадисов. Таким образом, верой в понимании приверженцев сунны и согласия является словесное признание, убеждённость сердца и совершение действий, соответствующих пяти столпам ислама.
Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость убеждённости?
Аллах Всевышний сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника, а потом не испытывали сомнений и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Именно они являются правдивыми» (Комнаты, 15).
Что же касается Пророка صلى الله عليه وسلم, то сообщается, что он сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха. Обязательно войдёт в рай тот раб, который встретит Аллаха, произнося эти слова, не сомневаясь в их истинности». Муслим.
Сообщается также, что однажды Пророк صلى الله عليه وسلم сказал Абу Хурайре, да будет доволен им Аллах: «Порадуй вестью о рае любого из тех, кого ты встретишь за этой стеной и кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, будучи убеждённым в этом сердцем своим».
Какие аяты Корана указывают на необходимость покорности воле Аллаха?
Аллах Всевышний сказал: «Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за надежную рукоять, а решение всех дел – за Аллахом» (Лукман, 22).
Аллах Всевышний также сказал: «Но нет, — клянусь Господом твоим! — не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьёй в возникающих между ними спорах, пока не перестанут твои решения вызывать их недовольство и пока они не покорятся полностью» (Женщины, 65).
Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость внутреннего согласия со словами свидетельства?
О тех, кто не согласился со словами свидетельства, Аллах Всевышний сказал так: «(В день воскресения ангелам будет велено): Соберите беззаконников и им подобных и тех, кому они поклонялись вместо Аллаха, и укажите им на путь в Ад. Остановите их, и они будут спрошены: «Что с вами? Почему вы не помогаете друг другу?» О нет! Сегодня они будут покорны. Они будут обращаться друг к другу с вопросами. Они скажут: «Вы приходили к нам справа». Они ответят: «О нет! Вы сами не были верующими. Мы не обладали властью над вами. Вы сами были людьми, преступавшими границы дозволенного. Относительно нас сбылось Слово нашего Господа. Воистину, мы будем вкушать наказание. Мы ввели вас в заблуждение, и мы сами были заблудшими». Воистину, в тот день они разделят наказание. Воистину, так Мы поступаем с грешниками. Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», – они превозносились и говорили: «Неужели мы откажемся от наших богов ради одержимого поэта?»» (Выстроившиеся в ряд, 22-36).
Что же касается Пророка صلى الله عليه وسلم, то сообщается, что он сказал: «Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду, и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руковод-ства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям». Аль-Бухари, Муслим.
Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость искренности (ихлас)?
Аллах Всевышний сказал: «Поистине, (следует искренне исповедовать) религию только ради Аллаха» (Толпы, 3).
Аллах Всевышний также сказал: «И поклоняйся Аллаху, будучи искренним в религии (по отношению) к Нему» (Толпы, 2).
Что же касается Пророка صلى الله عليه وسلم, то сообщается, что он сказал: «Счастливейшими людьми благодаря моему заступничеству станут те, кто говорил: «Нет бога, кроме Аллаха «, — от чистого сердца». Аль-Бухари, имам Ахмад.
Сообщается также, что Пророк صلى الله عليه وسلم, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний запретил огню касаться того, кто скажет.- «Нет бога, кроме Аллаха», — стремясь к Лику Аллаха». Аль-Бухари.
Какие указания на необходимость придерживаться правдивости имеются в Коране и сунне?
Аллах Всевышний сказал: «Алиф, лям, мим. Неужели люди полагают, что их оставят, если они скажут: «Мы уверовали», — и не будут они подвергнуты испытанию?! Мы испытывали и тех, кто был до них, ведь Аллах непременно узнает правдивых и узнает лживых!» (Паук, 1-3).
Что же касается Пророка صلى الله عليه وسلم, то сообщается, что он сказал: «Кто бы ни засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, храня правдивость в сердце своём, Аллах непременно запретит огню (касаться такого человека)». Аль-Бухари.
Сообщается также, что как-то раз Пророк صلى الله عليه وسلم, наставлял одного бедуина в шариате, а когда он закончил, тот сказал: «Клянусь Аллахом, я ничего не стану прибавлять к этому и ничего не убавлю», — и тогда посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم, воскликнул: «Он преуспеет, если говорит правду!» Аль-Бухари и Муслим.
Какие аяты Корана и хадисы указывают на необходимость любви?
Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Если кто-нибудь из вас отступится от своей религии, то Аллах приведёт людей, которых любит Он и которые любят Его…» (Трапеза, 54).
Что же касается Пророка صلى الله عليه وسلم, то сообщается, что он сказал: «Три (качества) позволят ощутить сладость веры тому, кто ими обладает: (такой человек) любит Аллаха и Его посланника больше всего прочего, и любит (другого) человека только ради Аллаха и не желает возвращаться к неверию после того, как Аллах спас его от него, как не желает он быть ввергнутым в огонь». Аль-Бухари, Муслим.
Что является указанием на необходимость проявления дружеского расположения и враждебности ради Аллаха?
Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Покровителем вашим является только Аллах, и Его посланник и уверовавшие, которые совершают молитвы, дают закят и совершают поясные поклоны» (Трапеза, 55).
«Ты не найдёшь (таких) людей, которые веруют в Аллаха и в Последний лень (и в то же время) любят проявляющих враждебность по отношению к Аллаху и Его посланнику…» (Препирательство, 22).
Аллах Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал! Не берите в покровители врага Моего и врага вашего» (Испытуемая, 1)
И об этом же говорится во всех аятах суры «Испытуемая».
Что указывает на необходимость свидетельства о том, что Мухаммад صلى الله عليه وسلم − посланник Аллаха?
Аллах Всевышний сказал: «Аллах оказал благодеяние верующим, направив к ним посланника из них же, который читает им Его аяты, и очищает их и учит их Писанию и мудрости, хотя раньше и пребывали они в явном заблуждении» (Семейство Имрана, 164).
«Пришёл к вам посланник из вашей же (среды) . Тяжко для него (видеть) ваше затруднительное положение , жаждет он для вас (блага), по отношению к верующим он сострадателен и милосерден» (Покаяние, 128).
Аллах Всевышний также сказал:т«И Аллах знает, что ты — Его посланник» (Лицемеры, 1)
Можно привести и другие аяты, указывающие на это.
В чём смысл свидетельства о том, что Мухаммад صلى الله عليه وسلم − посланник Аллаха?
Такое свидетельство подразумевает исходящее из глубины сердца подтверждение заявления о том, что Мухаммад -раб Аллаха и Его посланник ко всем людям и джиннам, о чём Аллах Всевышний говорит так: «свидетеля, и вестника радости, и увещателя, и призывающего к Аллаху с Его дозволения и яркого светильника» (См.: «Сонмы», 45-46).
Следует верить всему сообщавшемуся им о том, что было прежде и что произойдёт потом, что является дозволенным, а что — запретным, и следует подчиняться его велениям и отказываться от того, что он запрещал, и следует соблюдать его шариат и неуклонно придерживаться его сунны тайно и явно, соглашаясь с тем, что он решил, и повинуясь этому, как следует верить и тому, что повиноваться ему значит повиноваться Аллаху, а ослушаться его значит ослушаться Аллаха, ведь это он довёл до сведения людей Его послание. И Аллах упокоил его только после того, как Он через Своего посланника довёл эту религию до совершенства, и после, того, как этот посланник ясно передал людям всё то, что ему было поручено передать, оставив свою общину на совершенно ясном пути, с которого после этого может свернуть только совсем пропащий . И к этому же имеет отношение множество других вопросов, которые мы рассмотрим позже, если это будет угодно Аллаху.
Каковы необходимые условия свидетельства о том, что Мухаммад صلى الله عليه وسلم − посланник Аллаха, и будет ли первая часть свидетельства принята без этого?
Раньше мы уже говорили о том, что раб Аллаха не может начать исповедовать религию, если не принесёт двух этих свидетельств, и что они взаимосвязаны друг с другом. Таким образом, условия первого свидетельства в то же время являются и условиями второго, а условия второго — условиями первого.
Что указывает на необходимость молитвы и выплаты закята?
Аллах Всевышний сказал: «Если же они принесут покаяние, будут совершать молитву и выплачивать занят, то не становитесь у них на пути…» (Покаяние, 5).
«А если они принесут покаяние, станут совершать молитвы и выплачивать закят, то они — ваши братья в религии…» (Покаяние, 11).
Аллах Всевышний также сказал: «А велено им было только поклоняться Аллаху, сохраняя верность Ему в религии и будучи ханифами , совершать молитву и давать закят» (Явное доказательство, 5).
И указанием на необходимость молитвы и выплаты закята служат также и многие другие аяты.
Что указывает на необходимость соблюдения поста?
Аллах Всевышний сказал: «О те, кто уверовал! Предписан вам пост, как был он предписан жившим до вас…» (Корова, 183).
Аллах Всевышний также сказал: «И пусть постятся те из вас, кого застанет месяц (рамадан)…» (Корова, 185).
А в том хадисе, где говорится о том, как Пророк صلى الله عليه وسلم, наставлял бедуина в вопросах шариата, сообщается, что этот бедуин сказал: «Скажи мне, что Аллах вменил мне в обязанность из поста?» Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал: «(Пост в течение) месяца рамадан, если ты сам не захочешь какое-то время (поститься) дополнительно». Аль-Бухари и Муслим.
Что указывает на необходимость совершения хаджа?
Аллах Всевышний сказал: «И совершайте хаджж и умру ради Аллаха»
(Корова, 196).
Аллах Всевышний также сказал: «И обязанностью людей перед Аллахом (является совершение) хаджжа к Дому (, если) они будут в состоянии сделать (это)…» (Семейство Имрана, 97).
Что же касается указаний сунны, то сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم обратился к нам с проповедью, сказав: «О люди! Поистине, Аллах вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его…»» Муслим и Ахмад.
Раньше нами был цитирован хадис о вопросах Джибрила и тот хадис, в котором сообщается, что Пророк صلى الله عليه وسلم сказал: «Ислам основывается на пяти столпах….»,- можно было бы привести ещё много подобных примеров.
Из книги Хафиза б. Ахмада ал-Хаками «200 вопросов и ответов по ‘акиде» (вопросы 11-32)
Перевод: Нирша В. (Абдалла) Подготовил: sawab.info