Виды многобожия
Многобожие относится к числу абсолютно запретных вещей, так как в хадисе, который передал Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, он сообщил, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал людям: «Не сообщить ли вам о самом тяжком из трех наиболее тяжких грехов?» Они ответили: «Да, о посланник Аллаха». Он сказал: «Это — придание Аллаху сотоварищей…» Бухари и Муслим.
Следует помнить о том, что Аллах может простить любой грех, кроме многобожия, а для тех, кто впадает в него, необходимо особое покаяние, ибо Аллах Всевышний сказал: «Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил великий грех!» Женщины, 51.
Многобожие является наиболее безусловным изо всего, что ставит человека вне религии Ислама, и поэтому если многобожник не раскается, после смерти он будет вечно пребывать в пламени ада.
К числу проявлений подобного многобожия, получившего распространение во многих странах Ислама, относится нижеследующее:
ПОКЛОНЕНИЕ МОГИЛАМ
К этому имеет отношение и вера в то, что покойные друзья Аллаха могут способствовать удовлетворению потребностей людей и облегчению их положения, и обращения к ним с просьбами о помощи и спасении, в то время как Аллах Всевышний, слава Ему, говорит: «И велел твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него…» Ночное путешествие, 24.
К этому относится также обращение к покойным пророкам, праведникам и другим людям с просьбами о заступничестве или избавления от беды, в то время как Аллах Всевышний, слава Ему, говорит: «Кто же отвечает попавшему в беду, когда он взывает к Нему, и удаляет зло и делает вас наместниками на земле? Или какой-то бог вместе с Аллахом?» Муравьи, 63.
Некоторые из поклоняющихся могилам делают своей привычкой и обычаем повторение имени своего шейха или кого либо из друзей Аллаха каждый раз, когда они встают, садятся или оступаются, и, кроме того, они поминают их каждый раз, когда попадают в трудное положение или в какую нибудь беду. Так, например, кто-то из них говорит: «О Мухаммед, кто-то: «О Али!» -, кто-то: «О Хусейн!» -, кто-то: «О Бодави!» -, кто-то: «О Джиляни!» -, кто-то: «О Шазили!» -, кто-то: «О Рафаи!» -, кто-то взывает к госпоже Зайнаб, а еще кто-то — к Ибн Ульвану, в то время как Аллах Всевышний говорит: «Поистине, те, кого вы призываете помимо Аллаха, — рабы, подобные вам!» Преграды, 194.
Некоторые из поклоняющихся могилам совершают обходы вокруг них, прикасаются к их углам, трутся о них, целуют их ступени, посыпают свои лица прахом с этих могил, отбивают земные поклоны, завидев их, и застывают перед ними в смирении и благовении, обращаясь к покойным с просьбами оказать содействие в тех или иных своих делах, например, излечить больного, послать семье ребенка или как- нибудь облегчить положение человека. Они часто обращаются к лежащему в могиле покойному с такими словами: «О господин мой, я пришел к тебе из далекой страны, не отвергай же меня!» -, в то время как Аллах Всемогущий и Великий говорит: «Кто более заблуждается, чем тот, кто призывает помимо Аллаха тех, что не ответят им до дня воскресения и небрегут их зовом?!» Пески, 4.
Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал: “Если при жизни человек обращался к кому-нибудь помимо Аллаха как к равному Ему, то после своей смерти он попадет в огонь!” Бухари.
Некоторые из поклоняющихся могилам бреют себе головы возле них, у иных же имеются книги, которые называются, например, так — «Обряды, совершаемые во время паломничества к гробницам святых», при этом имеются в виду могилы и усыпальницы друзей (авлия) Аллаха.
Некоторые из поклоняющихся могилам верят в то, что покойные друзья Аллаха могут управлять происходящим в жизни людей, нанося им вред или принося пользу, но ведь Аллах Всемогущий и Великий говорит: «Если Аллах коснется тебя злом, то не найдется избавителя от этого, кроме Него, если же Он пожелает тебе добра, то никто не удержит Его милость.» Йунус, 107.
О многобожии свидетельствует также принесение обетов не Аллаху, но ведь именно этим и занимаются те, кто зажигает лампы и огни для лежащих в могилах покойников.
Одним из проявлений большого многобожия является также
ПРИНЕСЕНИЕ ЖЕРТВ НЕ АЛЛАХУ,
в то время как Аллах Всевышний говорит: «Помолись же Господу твоему и заколи!» Обильный, 2.
Это означает: заколи для Аллаха и с именем Аллаха, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах проклял тех, кто приносил жертвы не Аллаху». Сахих Муслима (№1978).
Жертвоприношение может оказаться связанным с двумя запретными вещами, а именно: с принесением жертвы не Аллаху и с произнесением при этом имени не Аллаха. И в том и в другом случае употребление в пищу принесенного в жертву животного становится запретным. Однако в наше время получила распространение практика жертвоприношений по типу жертвоприношений времен невежества. Речь идет о жертвах, приносимых джиннам теми людьми, которые покупают или строят дом или копают яму для колодца. При этом жертва приносится у колодца или у порога нового дома из страха перед тем, что джинны могут причинить людям какой-то вред.
Одним из проявлений большого многобожия, получивших распространение в наше время, является
РАЗРЕШЕНИЕ ЗАПРЕЩЕННОГО АЛЛАХОМ ИЛИ ЗАПРЕЩЕНИЕ РАЗРАЩЕННОГО ИМ
Иначе говоря, — вера в то, что кто-либо помимо Аллаха Всемогущего и Великого обладает правами на разрешение и запрещение чего бы то ни было, обращение на суд к законам по типу законов времени невежества, устанавливаемым самими же людьми, по своей доброй воле и убежденность в том, что подобное является дозволенным, в то время как Аллах Всемогущий и Великий называет подобное большим неверием, говоря: «Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха…» Покаяние, 31.
Сообщается, что когда Ади бин Хатим, да будет доволен им Аллах, услышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читает этот аят, он сказал ему: «Но они ведь не поклонялись им!» В ответ на это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да, но они разрешают им то, что запретил Аллах, и люди начинают считать это дозволенным. Кроме того, они запрещают им то, что разрешил Аллах, и люди начинают считать это запретным, в чем и состоит поклонение людей им!» Аль-Байхаки в «Ас-сунан аль-кубра» (10/116), Ат-Тирмизи (хадис № 3095).
Аллах Всевышний сказал о многобожниках следующее: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в судный день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины…» Покаяние, 29.
Кроме того, Аллах Всемогущий и Великий, слава Ему, сказал: «Скажи: «Видели ли вы то, что ниспослал вам Аллах из пропитания, а вы сделали из этого запретного и дозволенное?» скажи: «Аллах ли разрешил вам это или вы измышляете на Аллаха ложь?»»
К числу получивших распространение видов многобожия относятся также
КОЛДОВСТВО, ПРЕДСКАЗАНИЯ И ГАДАНИЯ
Что касается колдовства, то оно является проявлением неверия, относится к числу семи великих грехов и наносит человеку вред, не принося ему никакой пользы, а об обучении колдовству Аллах Всевышний сказал следующее: «И обучались они тому, что им вредило и не приносило пользы…» Корова, 96.
Он также сказал: «…и не будет иметь счастья колдун, куда бы он ни пришел». Та ха, 72.
Человек, занимающийся колдовством, является неверным, так как Аллах Всевышний сказал: «Сулейман не был неверным, но шайтаны были неверными, обучая людей колдовству и тому, что было ниспослано обоим ангелам в Вавилоне, Харуту и Маруту. Но оба они не обучали никого, пока не говорили: «Мы — искушение, не будь же неверным!»» Корова, 96.
В соответствии с установлениями шариата, колдун заслуживает смерти, а приобретаемое им является запретным и мерзким, однако невежественные, несправедливые и маловеры посещают колдунов для колдовства, направленного против тех или иных людей или совершаемого с целью мщения им. Некоторые люди совершают запрещаемые шариатом действия, обращаясь к колдунам за помощью против других колдунов, в то время как обращаться за помощью следует только к Аллаху, произнося приличествующие подобным случаям слова.
Если же говорить о предсказателях и гадальщиках, то и те и другие не веруют в Аллаха Великого, поскольку они претендуют на обладание знанием о скрытом, в то время как знанием об этом не обладает никто, кроме Аллаха. Многие из таких людей пользуются беспечностью наивных для того, чтобы завладеть их деньгами, прибегая для этого к самым разным методам, например, к гаданию на песке, на раковинах и по линиям руки и используя при этом чашки, стекла, зеркала и тому подобные вещи. И если один раз из ста их предсказания сбываются, то в девяносто девяти остальных случаях они оказываются ложными, однако простаки, которые к ним обращаются, запоминают лишь те случаи, когда предсказания исполняются, и продолжают постоянно ходить к гадальщикам и предсказателям для того, чтобы узнать о будущем, выяснить, станет ли удачным их брак или торговая сделка, найти пропавшие вещи и так далее и тому подобное. Что касается людей, которые ходят к ним, то они являются неверными и стоят вне религии Ислама, на что указывают слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Если человек приходит к предсказателю или гадателю и верит тому, что он говорит, это означает, что он не верует в то, что было ниспослано Мухаммеду!» Имам Ахмад (2/429).
Если же человек ходит к ним, не веря в то, что им известно нечто скрытое, но просто желая проверить их или преследуя иные подобные цели, то он не является неверным, но молитвы такого человека не будут приниматься в течение сорока дней, на что указывают слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Молитвы того, кто придет к гадателю и спросит его о чем-либо, не будут приниматься в течение сорока дней». Муслим (4/175).
Однако при этом такому человеку необходимо будет совершать молитвы и принести покаяние.
ВЕРА В ТО, ЧТО ЗВЕЗДЫ И ПЛАНЕТЫ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА СОБЫТИЯ И ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ
Передают, что Зайд бин Халид аль-Джуханий, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды, когда мы находились в Аль-Худайбийи , посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил с нами утреннюю молитву после прошедшего накануне ночью дождя. Завершив молитву, он повернулся к людям и спросил их: «Знаете ли вы, что сказал Господь ваш?» Они ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше». Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он сказал: Поднялись утром верующий и неверный из числа рабов Моих, и тот из них, кто сказал: «Нам был послан дождь по милости Аллаха и Его щедрости» -, верует в Меня и не верит в планеты, что же касается сказавшего: «Это принесла нам буря» -,то он не верует в Меня, а верит в планеты».» Бухари.
Из этого следует, что если человек пытается узнать что его ждет в будущем с помощью публикуемых в газетах и журналах гороскопов и верит подобным вещам, то есть тому, что планеты и звезды оказывают свое влияние на жизнь людей, значит он является многобожником. Если же человек читает материалы такого рода для развлечения, это значит, что он проявляет непокорность воле Аллаха и является грешником, поскольку развлекаться с помощью чтения того, что связано с многобожием, что для мусульманина недопустимо, а кроме того, шайтан может подтолкнуть такого человека к вере в подобные вещи, что приведет его к многобожию.
О многобожии свидетельствует также
ВЕРА В ПОЛЕЗНОСТЬ ТОГО, ЧЕМУ ТВОРЕЦ ВСЕМОГУЩИЙ И ВЕЛИКИЙ НЕ ДАЛ СИЛЫ ПРИНОСИТЬ ПОЛЬЗУ
Так, например, некоторые люди верят в чудодейственную силу языческих амулетов и заговоров, всевозможных бус, раковин, железных колец и тому подобных вещей, основываясь на указаниях гадальщиков и колдунов или делая это по примеру своих родителей. Они навешивают эти предметы себе на шеи или вешают их на своих детей, считая, что они могут защитить их от дурного глаза, или же цепляют их на свои тела, или развешивают их в своих автомобилях и домах или носят кольца с различными камнями, полагая, что они могут избавить их от беды или предотвратить ее. Однако нет никакого сомнения в том, что все это противоречит исламскому принципу упования на Аллаха и лишь усугубляет бессилие человека, пытающегося лечить свою болезнь запретными средствами. Многие из этих амулетов свидетельствуют о явном многобожии, также как свидетельствуют они и о том, что люди, пользующиеся ими, обращаются за помощью к неким джиннам, шайтанам, неясным рисункам и непонятным словам. Некоторые шарлатаны пишут на клочках бумаги аяты священного Корана вперемежку с языческими фразами, другие же осмеливаются записывать аяты Книги Аллаха, используя для этой цели нечто нечистое или менструальную кровь.
Носить на себе все то, о чем шла речь выше, или развешивать подобные вещи где бы то ни было запретно, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Впал в многобожие тот, кто подвешивает амулеты.» Ахмад, 4/156.
Если человек, который делает нечто подобное, верит, что такие вещи могут принести ему пользу или повредить помимо Аллаха, значит он является многобожником, впавшим в большое многобожие. Если же он верит, что они могут как-то способствовать тому, что вредит человеку или приносит ему пользу, несмотря на то, что Аллах не наделял эти вещи подобными свойствами, значит, он впал в малое многобожие.
«Запретное, по отношению к которому люди проявляют небрежность, но которого следует остерегаться».
Автор: Мухаммад Салих аль-Мунаджид