Раздел: Дуа и Зикры

Зикр, который превосходит зикры дня и ночи

23.12.2011 | Автор:

Вопрос: Передается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидев меня шевелящим губами, спросил: «Что ты читаешь, об Абу Умама?» Я сказал: «Я поминаю Аллаха, о, посланник Аллаха». Он сказал: «Не говорил ли я тебе про то, что лучше или превосходит зикры (читаемых в течение) дня вместе с ночью и ночи вместе с днем?

Говори: Хвала Аллаху, равная количеству того, что Он сотворил. Хвала Аллаху, полная того, что Он сотворил. Хвала Аллаху, равная количеству того, что на земле и в небе. Хвала Аллаху, полная того, что в небе и на земле. Хвала Аллаху, полная того, что Он сотворил. Хвала Аллаху, равная количеству того, что записано в Его Книге, и Хвала Аллаху, полная всего. Говори Хвала Аллаху, подобно этому».

Это достоверный хадис или вымышленный?

Ответ: Хвала Аллаху…

Во-первых: Этот хадис передан несколькими путями от великого Сподвижника Абу Умама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо него, когда он шевелил губами, и спросил: «Что ты читаешь, о, Абу Умама?» Он ответил: «Я поминаю Господа». Он сказал: «Не говорил ли я тебе…» и до конца хадиса.

Шайх аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис со слов Абу Умамы аль-Бахили: Садди бин Аджлян, и восходит к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и есть несколько путей передачи от него…».

Затем Шайх перечислил пути передачи хадиса и сказал про версию аль-Хакима и некоторые пути передачи от него:

— Аль-Хаким сказал: «Достоверный по условиям двух шайхов (аль-Бухари и Муслима)». С ним согласился аз-Захаби. (См.: «Силсиля ас-Сахиха», 2578. Он также подтвердил достоверность хадиса в «Сахих ат-Тарг’иб ва-т-Тархиб», 1575).

О том, что это хасан хадис, сказал Хафиз ибн Хаджар в «Натаиджи аль-Афкари» (1/84). Сказал аль-Хайсами в «Маджму’» (10/110): «Передал его Ахмад, и его передатчики достоверны». Достоверность этого хадиса подтвердили редакторы «Муснада» Ахмада, в издании «Муъсасат ар-Рисаля» (36/459-460), где они подробно разбирали его.

Во-вторых:

Что касается того, что можно понять из хадиса, наиболее важным является достоинство этого определенного Зикра. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что тот, кто читает его, получает великую награду, которая превосходит награду большинства Зикров. И поэтому Хафиз Ибн Хузейма, да помилует его Аллах, сделал раздел в своем сборнике достоверных хадисов (1/370) и назвал его «Раздел превосходства восхваления, восславления и возвеличивания описанием большого количества творений Аллаха или другим описанием».

Ибн Къайим, да помилует его Аллах, сказал:

— Говорить «Слава Аллаху и хвала Ему, равное количеству Его творений, и столько раз, сколько будет Ему угодно, и равное весу Его престола и количеству чернил, которое нужно для записи Его слов» во много раз лучше, чем говорить только «Слава Аллаху». Сердце поминающего Аллаха, когда он говорит: «Слава Аллаху и хвала Ему, равное количеству Его творений», достигает познания Аллаха, Его прославления и возвеличивания, такого количества, которое упоминалось  в Зикре, гораздо больше того, что достигает сердце того, кто говорит только «Слава Аллаху». Это называется умноженный Зикр, и в нем больше прославления, чем в обычном Зикре, поэтому он лучше.

Это в том случае, если поминающий Аллаха понимает смысл этого Зикра:

Слова совершающего тасбих: «Слава Аллаху и хвала Ему, равное количеству Его творений» включают в себя утверждение и сообщение о том, что Господь заслуживает прославление, равное количеству творений, которые были или будут созданы, которым нет конца. Этот тасбих включает в себя утверждение, что Аллах превыше всего, Его возвеличивание и восхваление это огромное количество раз, которое никто не в силах сосчитать. Эти слова включают в себя стремление раба делать тасбих такого огромного количества. Чтение рабом такого тасбихьа не подразумевает ограничение прославления до этого количества или величины, наоборот, он говорит, что Господь – свят Он и велик – достоин прославления, которому нет конца, потому что творение Аллаха будет продолжаться всегда, и оно не ограничивается ни числом, ни мерой.

Цель состоит в том, чтобы этот тасбих, содержащий атрибуты совершенства и описание величия, что делает этот тасбих совершеннее, чем другие, если взвесить что-либо против него, этот тасбих перевесил и превысил бы это. Некоторые слова этого тасбиха относятся к совершенным качествам Аллаха, Его восславление и возвеличивание. Все это, вместе с воссхвалением Аллаха, содержит три основы:

1. Утверждение Его совершенных качеств.

2. Любовь к Нему и довольство Им.

3. Если прибавить к этому восславлению восхваление самым совершенным образом и наибольшим количеством, и самым возвышенным описанием, и когда раб сконцентрирован на этом тасбихе, понимая его значение сердцем, то в этом тасбихе есть превосходство, которое отличает его от других.

«Аль-Манар аль-Муниф», 34-38.

И Аллах знает лучше.

Islam Q&A фатва № 139841
Перевод: sawab.info
Метки:
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.