Рекомендуется ли заканчивать год мольбой о прощении и постом?
Вопрос: С приближением конца года по Хиджре рассылается много текстовых сообщений (СМС) о том, что свиток с записями деяний будут свернуты к концу года, и призывающие нас встретить окончание года с молитвами о прощении и постом. Каково положение (хукм) этих сообщений? Является ли пост в последний день года сунной? И если он совпадает с понедельником или четвергом, то это нововведение?
Ответ: Хвала Аллаху.
Сунна указывает на то, что деяния людей непрерывно возносятся (ангелами) к Аллаху, свят Он и велик, два раза в день – ночью и днем.
В «Сахихе» Муслима (179) приводится хадис о том, что Абу Муса аль-Аш’ари – да будет доволен им Аллах – сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся среди нас с пятью словами: «Поистине, Аллах не спит, и не подобает Ему спать. Он понижает весы и повышает их (взвешивая вознесенные к Нему деяния и ниспосылаемый Его рабам удел). Деяния ночи возносятся к Нему перед деяниями дня, а деяния дня возносятся к Нему перед деяниями ночи».
Сказал ан-Навави, да помилует его Аллах: «Ангелы хранители возносят деяния ночи сразу после ее завершения — в начале дня, а деяния дня возносят сразу после его окончания — в начале ночи».
Передается от Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах, – что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангелы сменяют друг друга между вами ночью и днем, и встречаются с наступлением утренней (фаджр) и предвечерней (‘аср) молитв. Затем, проводившие с вами ночь, восходят, и Господь спрашивает, зная лучше них: «Какими вы оставили Моих рабов?» И те отвечают: «Когда оставляли их, они молились, и когда встречали, они тоже молились». Хадис передали аль-Бухари (555) и Муслим (632).
Хафиз Ибн Хаджар – да помилует его Аллах – сказал: «Это означает, что деяния возносятся в конце дня. И если человек в это время находился в состоянии покорности, то его удел и деяния будут благословенны, а Аллах знает лучше. Из этого вытекает мудрость вопроса своевременного выполнения и оберегания двух этих молитв (т.е. утренней и предвечерней)». Конец цитаты.
Сунна указывает на то, что деяния представляются перед Всевышним Аллахом так же два раза в неделю.
От Абу Хурейры передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Деяния людей представляются Аллаху дважды в неделю, по понедельникам и четвергам, и прощается каждому верующему рабу, кроме того, кто находится в ссоре со своим братом. Тогда объявляется: “Оставьте этих двоих, пока они не примирятся!”». Хадис передал Муслим (2565).
Сунна так же указывает, что деяния за весь год, все сразу, возносятся к Аллаху, свят Он и велик, в месяце Ша’бан.
Передается от Усамы бин Зейда – да будет доволен ими Аллах, – что он сказал: «О, посланник Аллаха! Я не видел тебя постящимся в течение других месяцев так, как ты постишься в месяце Ша’бан?!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Это месяц, который люди упускают из виду между Раджабом и Рамаданом. В этот месяц возносят к Господу миров деяния рабов, и я хочу быть постящимся, когда возносят мои деяния». Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим (хасан) в «Сахих аль-Джами’».
Резюмируя эти тексты, можно сказать, что деяния представляются Аллаху тремя способами:
• Ежедневно, что происходит дважды в день.
• Еженедельно, что так же происходит два раза – в понедельник и четверг.
• Ежегодно, что случается один раз, в месяце Ша’бан.
Ибн Къайим, да помилует его Аллах, сказал: «Деяния года возносятся в Ша’бане, о чем сообщил Правдивый (то есть Пророк, да благословит его Аллах и приветствует). Деяния недели представляются по понедельникам и четвергам. Деяния дня возносятся в его конце, перед наступлением ночи, а деяния ночи – в ее конце, перед наступлением дня. Когда же срок человека заканчивается, возносят дела всей его жизни, и его свиток с записями его деяний сворачивается». Конец цитаты (вкратце) из «Хьашийа Сунан Иби Дауд».
Хадисы о представлении Всевышнему Аллаху деяний побуждают к увеличению праведных дел во времена их вознесения, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисе о посте Ша’бана: «Я хочу быть постящимся, когда возносят мои деяния».
В Сунане ат-Тирмизи (747) приводится хадис от Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах, – что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Деяния возносятся в понедельник и четверг, и я хочу, чтобы у меня был пост, когда возносят мои деяния». Аль-Албани назвал хадис достоверным в «Ирваъ аль-Галиль» (949).
Один из последователей сподвижников плакал по четвергам перед своей женой, а она перед ним, со словами: «Сегодня наши дела будут представлены Аллаху, свят Он и велик!». Привел Ибн Раджаб в «Латаиф аль-Ма’ариф».
Из вышесказанного следует, что нет никакого указания на то, что в конце проходящего года или в начале нового свитки сворачиваются и деяния представляются Аллаху, свят Он и велик. Деяния представляются указанными нами способами, и шариатские тексты определяют для этого другие времена. Тексты так же указывают на путь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в увеличении благих дел в эти времена.
Шейх Салих аль-Фавзан, да сохранит его Аллах, насчет поминаний по случаю окончания года сказал: «Для этого нет никакой основы, и выделение окончания года для определенных актов поклонения, как например пост, является порицаемым нововведением». Конец цитаты.
Что касается поста по понедельникам и четвергам, то если это обычная практика человека, или он постится согласно хадисам, переданным насчет этого поста, то нет ничего страшного в совпадении этих дней с окончанием или началом года. При условии, что он не постится в эти дни из-за этого совпадения, или полагая, что у поста по этому поводу есть особое преимущество.
А Аллах знает лучше.
Islam Q&A, фатва № 44021 Перевод: sawab.info