Вопросы о молитве таравих

13.08.2011 | Автор:

Вопрос № 153247: Если кто-то совершит за имамом только часть молитвы таравих, а затем совершит молитву витр и уйдёт, будет ли ему засчитано выстаивание всей ночи в молитве?

В мечети, находящейся поблизости от того места, где я живу, совершаются двадцать рак’атов молитвы таравих и еще три рак’ата молитвы витр. Сейчас ночную молитву (‘иша) станут совершать в очень позднее время суток. Поэтому мы думали пораньше совершать молитву витр для тех, кто захочет рано покинуть мечеть.

Таким образом, получится, что эта часть людей совершит за имамом три рак’ата витра, затем они уйдут, а имам встанет и исполнит оставшееся количество рак’атов. Можно ли так поступать?

Те, кто будут совершать десять рак’атов и один рак’ат витра, а потом уходить, получат ли они такую же награду, как и те, кто совершат все двадцать три рак’ата за другим имамом?

Хотелось бы получить пояснение по существу этого вопроса, так как мы собираемся – если позволит Аллах – поступать так с начала наступающего Рамадана. Да воздаст вам Аллах благом за наставление!

Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху!

Первое: Известно, что Посланник – мир ему и благословение Аллаха! – побуждал людей к коллективному совершению молитвы таравих. Он говорил: «Кто станет совершать ночную молитву вместе с имамом, пока он не завершит, тому запишется выстаивание ночи в молитве».

Этот хадис приводит ат-Тирмизи (806), называя его достоверным. Его также приводят Абу Дауд (1375), ан-Наса’и (1605) и Ибн Маджах (1327). Аль-Альбани назвал его достоверным в «Сахих ат-Тирмизи».

Такую награду может заслужить лишь тот, кто будет молиться вместе с имамом, пока имам не закончит молитву полностью. Кто же ограничится совершением только части молитвы, а потом покинет её, тот не получает право на обещанное в этом хадисе вознаграждение в виде записи о выстаивании им всей ночи в молитве.

Шейха Ибн База – да помилует его Аллах! – как-то спросили: “Если в Рамадане человек станет молиться за тем, кто совершает двадцать три рак’ата, но сам при этом ограничится только одиннадцатью рак’атами и не станет довершать молитву наряду с имамом, будет ли этот его поступок соответствовать Сунне?”.

Он ответил: “Желательно заканчивать вместе с имамом, даже если он совершает двадцать три рак’ата, поскольку Посланник – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто станет совершать ночную молитву за имамом, пока он не завершит, тому запишется выстаивание ночи в молитве». По другой версии: «… остаток этой ночи».

Поэтому человеку, молящемуся за имамом, предпочтительнее исполнять молитву вместе с имамом пока он не завершит. Причем нет разницы, совершает ли он одиннадцать рак’актов, или тринадцать, или двадцать три, либо же другое количество, в любом случае, лучше до конца следовать имаму” (конец цитаты). «Маджму’ фатава Ибн Баз» (11/325).

Шейх Ибн Джибрин – да помилует его Аллах! – говорил:  “Выстаивание Рамадана (кыйаму Рамадан) может быть осуществлено посредством совершения молитвы в течение какого-то времени каждой ночью, – как например, в течение половины ночи или её трети, – независимо от того, будет ли она состоять из одиннадцати рак’атов или двадцати трёх. Выстаивание также будет считаться состоявшимся, если совершать молитву за живым имамом до тех пор, пока он не закончит её, даже если она будет длиться меньше часа.

Когда имам Ахмад молился за имамом, то завершал молитву не иначе как вместе с ним, руководствуясь этим хадисом.

И кто желает этой награды, тому следует молиться за имамом до тех, пока он не завершит витр, сколько бы ни длилась его молитва и сколько бы в ней ни было рак’атов” (конец цитаты). «Фатава аш-шейх Ибн Джибрин» (24/9).

Если руководить совершением молитвы в мечети будут по очереди два имама, то молитвой таравих будет считаться молитва обоих имамов вместе. Поэтому, кто желает быть удостоенным награды за «выстаивание ночи», тому не следует покидать молитву, пока второй имам полностью не завершит её.

Как-то раз шейху Ибн ‘Усеймину – да помилует его Аллах! – задали о вопрос о том, кто совершил таравих только с первым имамом, после чего ушел и сказал, что в соответствии с текстом хадиса он имеет возможность рассчитывать на «выстаивание ночи», так как начал совершать молитву вместе с имамом и вместе с ним и закончил.

Шейх ответил: “Действительно, как он и сказал, тот, кто совершит молитву до конца за имамом, тому будет засчитано выстаивание ночи. Однако если в одной мечети будут два имама, будет ли каждый из них считаться как самостоятельный? Или же каждый их них считается восполняющим функцию другого?

Более очевидным представляется второе предположение – что каждый из них восполняет другого. Таким образом, если в мечети возглавлять молитву будут поочередно два имама, то они оба будут иметь статус одного. А раз нам известно, что вторая молитва – это продолжение молитвы первого имама, то человеку следует оставаться, пока не завершит второй имам.

Поэтому я настоятельно советую моим братьям, чтобы здесь на неприкосновенной земле они следовали за имамами, пока те полностью не завершат молитву.

Если же кто-то их братьев останавливается на совершении одиннадцати рак’атов и говорит, что это – то количество, которого придерживался Посланник – мир ему и благословение Аллаха! – то мы непременно поддерживаем его в том, что число рак’атов, которое исполнял и которым ограничивался Посланник – мир ему и благословение Аллаха! – является самым лучшим. В этом никто не сомневается.

Но вместе с этим я не вижу препятствий для прибавления рак’атов. Основа здесь не в склонности к тому количеству, которому отдал предпочтение Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – а в том, что это – благо, в котором шариат предоставляет простор.

Вместе с тем возникает проблема: если в таком случае в одну ночь станут совершать два витра, то как тогда поступать молящемуся за имамом?

Мы говорим: Если ты желаешь совершить вместе со вторым имамом молитву поздней ночью (тахаджжуд), то в таком случае, когда первый имам совершит витр, ты добавь еще один рак’ат, чтобы у тебя было их четное количество; если же ты не хочешь совершать тахаджжуд в конце ночи, то соверши витр вместе с первым имамом, а затем, если после этого у тебя всё-таки появится возможность совершить тахаджжуд, то в таком случае, когда второй имам будет совершать витр, ты сделай так, чтобы твоя молитва была четной” (конец сокращенной цитаты). «Маджму’ фатава ва расаиль Ибн ‘Усеймин» (13/436).

В данном случае посетителям одной мечети следует согласовать, какое количество рак’атов они будут совершать каждой ночью. Это количество должно настолько подходить для них всех или хотя бы для большинства из них, что не вызывало бы между ними разделения и не лишало бы кого-то из них возможности получить вознаграждение, к которому он бы страстно стремился не будь у него других своих дел.

Мы просим Аллаха, чтобы Он принял от нас всех и помог нам проявлять Ему покорность.

А Аллах же знает лучше!

* * *

Вопрос № 10067: Держать в руках Коран во время совершения молитвы за имамом – это несоответствие Сунне.

Если молящийся, совершая за имамом молитву таравих в Рамадане, станет держать в руках Коран, для того чтобы следить за чтением имама, то как этот его поступок будет расцениваться по шариату?

Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху!..

Держать Коран с такой целью не соответствует Сунне по ряду оснований.

Первое основание: человек тем самым не ставит правую руку на левую, когда стоит в молитве.

Второе: это вынуждает его совершать много ненужных действий – закрывать и открывать Коран, класть его подмышку.

Третье: эти действия фактически отвлекают молящегося.

Четвертое: из-за этого молящийся не смотрит на точку земного поклона, а большинство ученых говорят, что смотреть на то место, куда совершается земной поклон, является сунной и более предпочтительно.

Пятое: поступающий таким образом может забыть, что находится в молитве, если его сердце не будет сосредоточено на её совершении, в противоположность тому случаю, как если бы он сконцентрировался, положил бы правую руку на левую, опустил бы голову в сторону места своего поклона, и тем самым был бы более собранным в мыслях о том, что совершает молитву, и что стоит за имамом.

Из фетв шейха Мухаммада б. Салиха аль-‘Усеймина, опубликованных в журнале «ад-Да’ва» (№ 1771. С. 45).

* * *

Вопрос № 65702: Она желает совершить молитву тахаджжуд в конце ночи. Следует ли ей в таком случае совершать вместе с имамом молитву витр после молитвы таравих?

Я мусульманка, стараюсь исполнять молитву таравих. Чаще всего, если я не ухожу на молитву в мечеть, то и мой младший брат не идёт туда. Если же мы пойдём в мечеть, то совершаем витр вместе с имамом. Я также привыкла просыпаться поздно ночью для совершения молитвы тахаджжуд и чтения Корана, однако после совершения молитвы-витр я уже не могу совершать молитву тахаджжуд. Так что мне лучше выбрать: совершать молитву-таравих в мечети, чтобы и мой брат совершал её там, или же оставаться дома и совершать молитву тахаджжуд поздней ночью? За что будет больше награды?

Ответ: Вся хвала принадлежит Аллаху!

Посещение Вами мечети, Ваше участие в коллективном совершении молитвы таравих и свидание с Вашими сёстрами мусульманками, всё это – хвала Аллаху! – является добродетелью и правильным путём, а то, что Вы еще и помогаете своему брату в этом праведном деянии, является с Вашей стороны дополнительным благочестивым поступком.

Причем это не становится препятствием для совершения Вами молитвы тахаджжуд в конце ночи. Все эти достоинства Вы можете объединить двумя способами:

1. Вы совершаете витр вместе с имамом, а затем, если после этого у Вас появится возможность совершить тахаджжуд, Вы выполняете еще столько молитв по два рак’ата, сколько Вам предписал Аллах, но уже не повторяете заново молитву-витр, так как не бывает двух витров в одну ночь.

2. Вы откладываете витр к концу ночи. В этом случае, когда имам, совершая молитву витр, произнесёт салам, Вы его не произносите вместе с ним, а встаёте и добавляете еще один рак’ат, чтобы потом совершить витр в конце ночи.

Шейха Ибн База – да помилует его Аллах! – спросили: “Некоторые люди, когда совершают витр за имамом, встают, после того, как он произнесёт салам, и добавляют еще один рак’ат, чтобы потом сделать витр в конце ночи. Как расценивается такой поступок? Считается ли это прекращением молитвы вместе с имамом?”. Он ответил:

“Мы не видим в этом ничего плохого. На это указывают и ученые. Это не будет нарушением, когда человек тем самым совершает свой витр в конце ночи. Ему также засчитается то, что он совершал молитву до тех пор, пока не завершил имам, поскольку он молился за ним, пока тот не закончил, а потом добавил рак’ат из религиозно-выгодных соображений, то есть чтобы совершить свой витр в конце ночи. В этом нет ничего неправильного. При этом он не лишается статуса того, кто молился за имамом до конца. Наоборот, он совершал молитву, пока не завершил имам. Просто он не завершил её вместе с ним, а задержался в ней немного” (конец цитаты). «Маджму’ фатава Ибн Баз» (11/312).

Похожий вопрос был задан и шейху Ибн Джибрину, да хранит его Аллах. Он ответил:

“Молящемуся лучше всего следовать за имамом, пока тот не закончит таравих и витр, что позволит ему приобрести статус того, кто молился за имамом до конца, и получить запись о «простаивании ночи в молитве». Подобным образом поступал имам Ахмад и другие ученые.

Если при этом он наряду с имамом закончит молиться, совершив витр, то тогда уже отпадает необходимость в совершении витра в конце ночи. И если он проснётся в конце ночи, то пусть совершает те четные рак’аты, которые Аллах предпишет ему совершить, и пусть не повторяет витр, ибо не бывает двух витров в одну ночь…

Некоторые ученые сочли более достойным и ценным самостоятельно добавлять еще один рак’ат, когда имам совершит витр. В этом случае молящийся встаёт, после того, как имам произнесёт салам, совершает еще один рак’ат, затем произносит салам, а витр откладывает в конец своей молитвы-тахаджжуд.

Основываются они на словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха!): «… а если кто из вас испытает опасение [по поводу появления] зари, пусть совершит один рак’ат, которым он сделает нечетным ту молитву, которую он совершал», — а также на его словах: «Делайте так, чтобы последняя ваша молитва за ночь была нечетной»” (конец цитаты). Цит. по: «Фатава Рамадан» (С. 862).

Второй способ Постоянный Совет (аль-Ляджна ад-Даима) в своей фетве назвал хорошим. «Фатава аль-Ляджна ад-Даима» (7/207).

Просим у Аллаха, чтобы Он даровал Вам поддержку, а Вашим поступкам правильность.

А Аллах же знает лучше!

Ислам: Вопрос и Ответ
Источник: destabilizator.livejournal.com
Метки:
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.