Раздел: Манеры

Вопрос мусульманину о состоянии его сердца и веры

28.03.2012 | Автор:

Вопрос: Дозволено ли при встрече спрашивать мусульман о состоянии их веры или сердец? Некоторые говорят мне, что это является из знаний, сокрытых от нас (аль-гайб), и спрашивать об этом не следует.

Ответ:Хвала Аллаху… Мусульманину следует при встрече с другими заповедовать им истину в словах и делах, терпение в этом и призыв к этому. Как сказал Всевышний Аллах:

«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Сура 103 «аль-‘Аср»).

Абу Мадина ад-Дарими, который являлся сподвижником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Среди сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, были двое, которые расставались после встречи только после того, как один из них читал другому „Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки“. После этого они прощались друг с другом» (ат-Табари в «аль-Аусат» под № 5124, аль-Бейхаки в «аш-Шу‘аб» под №8639; аль-Хейсами в «аль-Маджма‘» сказал, что передатчики этого хадиса являются передатчиками, которые передали хадисы из «Сахих аль-Бухари»).

Биляль ибн Са‘д, да помилует его Аллах, сказал: «Твой брат, который при каждой встрече напоминает тебе о твоей доле от Аллаха, лучше брата, который при каждой встрече вкладывал бы в твою руку золотую монету» (Хильяту-ль-аулия. Т. 5. С. 255).

Что же касается вопроса о состоянии сердца и состоянии веры в Аллаха, то боимся, это может являться средством самовосхваления. Человек, говорящий подобное, словно выставляет себя перед другими как человек, чьё сердце наполнено верой и непреходящей богобоязненностью. И, возможно, в подобном вопросе будет присутствовать обвинение человека, к которому направлен этот вопрос, в упущении перед Аллахом, или этот вопрос вынудит человека приукрашивать своё положение перед задающим вопрос.

Возможно, именно поэтому мы не встречали подобные вопросы в словах праведных предшественников, и нам не известно, что они задавали их друг другу.

Что же касается известного среди людей предания от аль-Хариса ибн Малика аль-Ансари, что он прошёл мимо посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тот спросил его: «Как твои дела, о Харис?» он ответил: «Я стал настоящим верующим!» Тогда он сказал ему: «Следи за тем, что ты говоришь. Поистине, у каждой вещи есть сущность. Так какова же сущность твоей веры?» Он ответил: «Моя душа питает отвращение к мирской жизни, поэтому я не даю себе спать на протяжении ночей (в поклонении), и пощусь днём. Я словно со всей ясностью вижу Трон Господа моего, словно смотрю на обитателей Рая, посещающими друг друга, и словно вижу обитателей Огня, которые в нём стонут». Тогда он трижды повторил: «О Харис, ты познал, так придерживайся же (этого)».

Этот хадис приводит ат-Табари в «аль-Му‘джам аль-Кабир» (3/266). Он является слабым и недостоверным. Аль-‘Укайли, да помилует его Аллах, сказал: «У этого предания нет цепочки передатчиков, которая бы подтверждала его» (ад-Ду‘афа аль-Кабир, 4/455).

Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Оно передано по слабой, не подтвержденной цепочке передатчиков» (аль-Истикама, 1/194).

Поэтому вопросы, вследствие которых возникают отрицательные мысли и поступки, необходимо оставить. Мусульманину достаточно узнать о делах брата в целом, спросив: «Как дела?» и т. п.

Такие вопросы задавал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. ‘Аиша, да будет доволен её Аллах, сказала: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был у меня, к нему пришла пожилая женщина. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, спросил её: „Кто ты?“, та ответила: „Я – Джусама аль-Музания“, на что он сказал: „Напротив, ты Хассана аль-Музания (с ар.: джусама – кошмар, хассана – красивая – прим. пер.)! Как вы и как ваши дела?“ Она ответила: „Хорошо, да будут мои мать и отец выкупом за тебя, о посланник Аллаха!“ Когда она вышла, я сказала ему: „О посланник Аллаха, ты встречаешь престарелую женщину подобным образом“, на что он ответил: „Она приходила к нам, когда была жива Хадиджа, а хорошие отношение со знакомыми (являются проявлением) веры“» (Аль-Хаким в «аль-Мустадрак»: аль-Албани в «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 216 сказал, что хадис хороший). А Аллах знает лучше!

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 148209
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.