Определение неверия (куфра) и его виды
Само по себе слово неверие (куфр) в арабском языке значит «сокрытие», «утаивание», в терминологии же Шариата это есть нечто противоположное вере. Таким образом, неверие есть отсутствие веры в Аллаха и его Посланников, независимо от того, считает ли человек все это ложным или же не считает ложным, а просто не верует из-за сомнений или уклонений, или зависти, или высокомерия, или же подчинения собственным страстям, которые мешают ему следовать тому, к чему призывает Божье послание.
Если же человек еще и объявляет это ложным, то подобное становится величайшим проявлением неверия. То же самое можно сказать и о том, кто отрицает подобные вещи и объявляет их ложными из зависти, несмотря на внутреннюю убежденность в истинности своих Посланников. (Из собрания фатв шейх-уль-ислама Ибн Таймийа).
Виды неверия (куфра)
Неверие бывает двух видов:
Первый вид — это большое неверие, которое ставит человека вне религии и включает в себя пять подвидов:
Первый подвид: неверие опровержения, на которое указывают слова Всевышнего: «Кто более несправедлив, чем тот, кто измыслил против Аллаха ложь или опроверг истину, когда она пришла к нему? Разве не в геенне обиталище неверных?» (сура «Паук», 68 аят).
Второй подвид: неверие высокомерия, о чем свидетельствуют слова Всевышнего: «И вот, сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму!» И поклонились они, кроме Иблиса, который отказался и превознесся и оказался в числе неверующих» (сура «Корова», 34 аят).
Третий подвид: это неверие сомнения, о чем свидетельствуют слова Всевышнего: «И вошел он в свой сад, будучи несправедлив к самому себе, и сказал: «Не думаю я, что исчезнет это когда-нибудь. Не думаю я, что судный час настанет. А если вдруг я буду возвращен к Господу моему, то я найду лучшее, чем это (свой сад)». Сказал ему его товарищ, споря с ним: «Разве ты не веруешь в того, кто создал тебя из праха, а затем из капли, а потом выровнял тебя человеком? Но я говорю, что Он — Аллах, Господь мой, и я никого не придаю Господу моему в сотоварищи!» (сура Пещера», 35-38 аяты).
Четвертый подвид: это неверие отказа и уклонения, о чем свидетельствуют слова Всевышнего: «А те, которые не веруют, уклоняются от того, в чем их увещают» (сура «Пески», 3 аят).
Пятый подвид: это неверие лицемерия, о чем свидетельствуют слова Всевышнего: «Это — за то, что они уверовали, потом стали неверными, и положена печать на сердца их, и они не разумеют» (сура «Лицемеры», 3 аят).
Второй вид неверия — это малое неверие, которое не ставит человека вне религии и проявляется в делах. Речь идет о грехах, совершение которых именуется в Коране и Сунне куфром, то есть неверием, но которые не достигают степени большого неверия как, например, непризнание блага Аллаха и неблагодарность к Нему, которая тоже называется по-арабски «куфр», о чем упоминается в следующих словах Всевышнего: «И Аллах приводит притчей селение, которое было мирным и спокойным; приходило к нему его пропитание благополучно изо всех мест, но оно не признало милостей Аллаха…» (сура «Пчелы», 116 аят).
То же самое относится, например, и к сражению с мусульманином, о котором упоминается в словах Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: «Поношение мусульманина это порочный поступок, а сражение с ним — это уже неверие» (хадис приводят ал-Бухари и Муслим),
— а также в таких его словах, да благословит его Аллах и приветствует: «Не становитесь после смерти моей неверными, которые рубят друг другу головы» (хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
То же самое относится и к клятвам, когда человек клянется не Аллахом, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поклявшийся не Аллахом — впал в неверие или многобожие» (хадис приводит ат-Тирмизи).
Аллах же даже совершивших большой грех, называет верующими, ибо Он сказал: «О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых…» (сура «Корова», 178 аят),
— и Он не исключил убийцу из числа верующих, назвав его братом того, кто вправе осуществить возмездие, ибо Он сказал: «А тот, кому братом его будет прощено что либо, взыскание выкупа с него должно вестись справедливо, и уплатить он должен с благодеянием» (сура «Корова», 178 аят).
В данном случае, несомненно, имеется в виду братство в религии.
Всевышний сказал: «И если два отряда из верующих вступят в бой друг с другом, то примирите их» (сура «Комнаты», 9 аят),
— и далее до слов: «Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев…» (сура «Комнаты, 10 аят).
Все вышеизложенное представляет собой пересказанную вкратце суть взглядов ат-Тахави по данному вопросу (стр. 361, Исламская библиотека).
В основном различия между большим и малым неверием сводятся к следующему:
1 — Большое неверие ставит человека вне религии и анулирует его дела, что же касается малого, то оно не приводит к этому, но уменьшает ценность его поступков и подвергает его угрозе Аллаха.
2 — Большое неверие приводит к тому, что человек навечно остается в пламени ада, что же касается неверия малого, то человек, проявивший его, если и попадает в ад, то навечно в нем не остается, и Аллах может даже принять его покаяние и вообще не ввергнуть его в огонь.
3 — Большое неверие в отличие от малого делает дозволенными кровь и имущество человека.
4 — Обязательным следствием большого неверия является вражда между такими неверующими и правоверными, которые не могут ни любить такого человека, ни относиться к нему по-дружески, даже если он будет их ближайшим родственником. Что же касается малого неверия, то оно не исключает дружеских отношений абсолютно, но такого человека можно любить настолько, насколько сильна его вера и ненавидеть в нем это неверие.
Салих Фавзан, "Книга Единобожия"