Величайшее обвинение против Пророка
Необходимость следования путём Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, аргументируется второй частью свидетельства ислама «нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха». Признавая его, человек обязуется не поклоняться никому, кроме Всевышнего, и совершать все богоугодные деяния так, как этому учил пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.
Этот прекрасный смысл отражён в кораническом аяте: «Кто подчинил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, тот ухватился за самую надёжную ручку» (Коран, 31:22).
Ибн Касир пишет: «Это значит, что он поступал искренне ради Аллаха, повиновался Его приказам и руководствовался Его шариатом. Поэтому Аллах назвал его творящим добро, т. е. он поступал хорошо, повинуясь Его приказам и избегая того, что Он запретил. Такой человек ухватился за самую надёжную ручку, т. е. имеет надёжное обещание, что Аллах не станет наказывать его».
Отступление от первой части свидетельства означает приобщение сотоварищей к Аллаху, а от второй части — привнесение в религию новшеств. Имам аш-Шатиби в «И‘тисаме» (1/49) привёл высказывание имама Малика:
Кто привносит новшество в ислам и считает его хорошим, тот полагает, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не выполнил свою миссию, потому что Аллах сказал: «Сегодня Я для вас довёл до совершенства вашу религию» (Коран, 5:3). Следовательно, то, что в тот день не было частью религии, не является ею и сегодня.
Имам ал-Лалакаи (1/151-152) передал высказывание Суфйана ас-Саури: «Вера — это слова, деяния и намерения. Она увеличивается и уменьшается. Она увеличивается благодаря подчинению и уменьшается из-за ослушания. Слова недопустимы без деяний, слова и деяния недопустимы без намерения, а слова, деяния и намерения недопустимы без Сунны».
Имам аш-Шатиби (1/286) делит религиозные новшества на две группы.
Первая — это собственно ересь, которая не обосновывается ни текстами Корана и Сунны, ни единым мнением улемов, ни другими признанными шариатскими аргументами. Любые доводы, которые можно привести в пользу такой ереси, сомнительны или вообще не выдерживают критики. Примером такого новшества является монашество, не имеющее никакого отношения к шариату Аллаха.
Вторая группа — это новшества, которые имеют связь с шариатом, но противоречат практике Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во временнóм, пространственном, количественном или качественном отношении. Например, пост и намаз узаконены в шариате, но соблюдение поста и совершение ночного намаза именно в середине шабана не соответствуют Сунне. Поминание Аллаха также узаконено в шариате, но произнесение определённых молитвенных формул по семьсот раз или хором также не соответствует Сунне.
Чтобы следовать прямым путём, мусульманин должен приближаться к Аллаху только посредством обрядов, которые узаконены в шариате, и совершать их только так, как это делал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Ахмад, ан-Насаи и ад-Дарими передали со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начертил рукой линию и сказал: «Это прямой путь Аллаха». Потом он начертил линии справа и слева от неё и сказал: «А это другие пути, и на каждом из них шайтан, призывающий на него». Потом он прочёл: «Таков Мой прямой путь. Следуйте им и не следуйте [другими] путями» (Коран, 6:153). Ал-Албани в «Мишкате» (166) назвал хадис хорошим.
Муджахид в комментарии к этому аяту сказал: «Другие пути — это новшества и сомнения». Об этом сообщил имам ат-Табари. («Джами‘ ал-байан» 8/88).
Кулиев Э., комментарии к книге Фалиха ибн Мухаммад ас-Сугаййир, "Сладость веры". Подготовил: sawab.info