Открытие торговой точки в день праздника неверующих
Во-первых: Нет ничего предосудительного в открытии торговой точки в праздничные дни мусульман (дни разговения и жертвоприношения) при условии, что он не будет продавать то, что некоторые люди используют в ослушании Всевышнего Аллаха.
Во-вторых: Что касается открытия торговой точки в такие дни, как рождество и другие праздники неверующих – иудеев, буддистов, индусов, то для этого так же нет противопоказания. При условии, что он не будет продавать то, что помогает неверующим в совершении грехов: флаги, знамена, изображения, поздравительные открытки, фонари, разрисованные яйца — все, что они используют в своих праздниках.
Так же нельзя продавать мусульманам то, что они будут использовать в уподоблении неверующим в их праздниках.
Основным принципом в этом вопросе является запрет мусульманину совершать греховное и помогать в этом другим, поскольку Всевышний сказал (перевод смысла): «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Коран, 5:2).
Шейх Ислама Ибн Таймиййа сказал: «Мусульманин не продает мусульманам то, что они используют в уподоблении неверующим в их празднике, еде, одежде и т.п., поскольку это является разновидностью помощи в грехе» (Икътидоъ ас-Сирот аль-Мустакъим, 2/520).
Он так же сказал: «Что касается продажи мусульманами (кафирам) во время их праздников то, что они используют для празднования, будь то еда, одежда, благовония и т.п., или дарения им таких вещей, то это является проявлением помощи в проведении их запретных праздников».
Передается от Ибн Хабиба аль-Малики: «Мусульманам не дозволено продавать христианам что-либо, имеющее отношение к их празднику, будь то мясо, приправы, одежда. Так же не дозволено одалживать им верховые животные или что-либо другое, что может быть использовано в их празднике. Потому что это является возвеличиванием их многобожия и помощью в их неверии, и власть имущие должны запрещать это мусульманам. Это мнение Малика и других ученых, и я не знаю кого-либо, кто не согласен с этим». См. «Икътидоъ ас-Сирот аль-Мустакъим» (2/526), «аль-Фатава аль-Кубро» (2/489) и «Ахкам Ахль аз-Зимма» (2/1250).
Шейх Ислама так же сказал: «Если они используют купленные вещи в запретных целях, например, кресты, пальмовые ветви, купели, кадила, мясо животных, забитых для чего-то/кого-то другого, помимо Аллаха, изображения и т.д., то нет в сомнения, что это запретно. Так же, как продажа им сока, которую они используют для приготовления вина, и строительство для них церквей.
Что касается того, что они используют в своих праздниках, как еда, напитки и одежда, то согласно принципам Ахмада и других ученых, это является порицаемым (макрух). Но что именно здесь имеется в виду: запретность (караха тахрим), как в мазхабе Малика, или же нежелательность (караха танзих)? Вероятнее всего, имеется в виду запретность, поскольку не дозволено продавать хлеб, мясо, ароматические травы нечестивцам, которые будут пить с ними вино, и потому что это помогает им в публичном выражении (ложной) религии и увеличивает количество участников их праздников. Это хуже, чем помощь лишь одному человеку» (аль-Икътидоъ, 2/552).
Ибн Хаджару аль-Макки задали вопрос о продаже благовоний неверующим, зная, что они покупают их для умащения своих идолов, и о продаже неверующим животных, зная, что они убивают их, не выпуская кровь, и употребляют в пищу.
Он ответил: «Запрещено продавать им в обоих случаях, как сказали ученые: если продавец знает, что покупатель будет использовать товар для греховных целей, то запрещено продавать ему. Умащение благовониями идолов и забой животных для еды, не пустив им кровь, являются большими грехами даже для них, поскольку согласно наиболее верному мнению относительно неверующих, шариатские правила адресованы им так же, как и к мусульманам. Поэтому, не дозволено помогать им, продавая то, что они будут использовать в этих делах. Если он считает, что вероятнее всего они так поступят, то это подобно тому, как если бы он знал это наверняка. А Аллах знает лучше». Конец цитаты из «аль-Фатава аль-Фикхиййа аль-Кубра» (2/270).
Исходя из вышесказанного, мусульманину дозволено открыть торговую точку в дни праздников неверующих, при соблюдении двух условий:
1. Не продавать им то, что они используют в совершении греха или для проведения своих праздников.
2. Не продавать мусульманам то, что они будут использовать для уподобления неверующим в этих праздниках.
Вне всякого сомнения, существуют известные товары, которые используются для этих праздников, как поздравительные открытки, изображения, статуэтки, кресты и некоторые виды деревьев – все это запрещено продавать, и даже вносить в помещение.
Что касается других вещей и предметов, которые могут быть использованы в праздниках, то продавец должен вынести решение самостоятельно, и не продавать товар, если он знает точно или считает более вероятным, что он будет использован в запретном или для проведения праздника, подобно одежде, благовониям и еде.
А Аллах знает лучше.
Islam Q&A, фетва № 69558 Перевод: sawab.info