Сколько ракаатов следует совершать после пятничной молитвы?
Вопрос: После совершения обязательной коллективной пятничной молитвы, люди встают и совершают разное количество дополнительных желательных молитв. Какое количество ракаатов следует совершать в этих молитвах?
Ответ: Хвала Аллаху… По поводу количества ракаатов в молитве, совершаемой после пятничного коллективного намаза, пришло несколько хадисов.
1- Говорит о том, что она состоит из 2-х ракаатов: Передается от АбдуЛлаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не молился после пятничного коллективного намаза, пока не уходил, (а после) молился 2 ракаата (у себя дома). Хадис передали Бухари (937) и Муслим (882).
2- Говорит о том, что она состоит из 4-х ракаатов: Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если будете молиться после пятничной (молитвы), то молитесь четыре (ракаата)». Хадис передал Муслим (881).
Из-за разногласия в указаниях этих хадисов, разделились во мнении и ученые.
Первое мнение: Следует совершать 2 ракаата. Это пришло в действии Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
Второе мнение: К нему склонилось большинство ученых, это желательность совершения 4-х ракаатов после пятничной коллективной молитвы. Это передается от АбдуЛлаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, и его соратников, в «Мусоннафе Ибн Аби Шейбы» 2/40-41. Это так же является выбором Ханафитов, как указывается в книге «Рад аль-Мухтар» 2/12-13. А так же это мнение Имама аш-Шафии в его книге «аль-Умм» 7/176, сказавшего: «…А что по поводу нашего мнения, то мы скажем, что следует совершить 4 ракаата».
Третье мнение: Предоставление выбора в совершении 2-х или 4-х ракаатов. Сказал Имам Ахмад: «Если желает то совершает после пятничной молитвы 2 ракаата, а если желает то совершает 4 ракаата». «аль-Мугъний» 2/109.
Четвертое мнение: Аналитический разбор в словах и действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с последующим рациональным выводом. Тот, кто совершает эту дополнительную молитву (сунну) после пятничного намаза в мечети, тот совершает ее 4 ракаата. А тот, кто совершает ее дома, то пусть совершает ее 2 ракаата.
Сказал Ибн Къайим аль-Джавзия: «Наш Шейх Абу Аббас, Ибн Теймийя говорил: «Если совершает ее в мечети, то пусть совершает 4 ракаата, а если желает совершить ее дома, то 2 ракаата». Ибн Къаийм продолжает: «На это и указывают хадисы. Ведь передается так же от Абу Давуда, от Ибн Умара, что если он совершал молитву в мечети, то делал ее 4 ракаата, а если совершал ее дома, то 2 ракаата». «Зад аль-Маад» 1/417.
Это же мнение выбрали как более приоритетное, Ученые постоянной комиссии в Саудовской Аравии.
Пятое мнение: Желательность совершения 6 ракаатов. Оно передается от Али ибн Абу Толиба, да будет доволен им Аллах, и от группы ученых. (Смотрите «Мусоннаф Ибн Аби Шейбы» 2/40-41). Это же мнение поддержали Абу Юсуф и Имам Тахави среди Ханафитов. (Смотрите «Шарх мани аль-асар» 1/337). Это так же передается в одной из передач от Имама Ахмада, как упомянул об этом Ибн Къудама в «аль-Мугъний», однако это вызвало удивление у Хафиза Ибн Раджаба. «аль-Къаваид» стр.15.
Шейха Ибн Усеймина, да смилуется над ним Аллах, спросили: «Как собрать воедино между словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Если будете молиться после пятничной (молитвы), то молитесь четыре (ракаата)», и его действием, когда он молился дома 2 ракаата?»
Шейх ответил: «В этом вопросе Ученые разделились во мнении. Некоторые сказали, что следует совершать 6 ракаатов; 2 ракаата утверждены Сунной в действии, а 4 ракаата в Сунне устной. Другие сказали, что следует опираться на слова, а указание в них это совершение 4-х ракаатов. Таким образом, Сунной будет являться совершение 4-х ракаатов. Третье мнение, это аналитический разбор в словах и действиях Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с последующим рациональным выводом. Тот, кто совершает эту дополнительную молитву (сунну) после пятничного намаза в мечети, тот совершает ее 4 ракаата. А тот, кто совершает ее дома, то пусть совершает ее 2 ракаата. Это мнение Шейх аль-Ислама Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах.
Хвала Аллаху, в этом вопросе нет жёстких рамок. Даже если он пойдет и совершит дома 4 ракаата, давая при этом салам 2 раза, будет хорошо и не будет ничего плохого, инша-а-Ллах». «Ликъаат аль-баб аль-мафтух» (214 встреча, 8 вопрос).
Из всего вышеприведенного, становится ясно,- а Аллаху известно лучше — что здесь с одной стороны выбор между 2 и 4 ракаатами, а с другой необходимо различать место совершения молитвы; дома или в мечети.
Внимание: Из вопроса можно понять, что эту молитву совершают коллективно, если так, то это противоречит Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Лучшим в дополнительным молитвах, является совершение их единолично, но если иногда совершать их совместно, в коллективе, то нет проблемы. Этот момент мы поясняли в вопросе под номером: 38606.
А Аллаху об этом ведомо лучше.
Мухаммад Салих аль-Мунаджид, фатва № 112031. Перевод: Абу Абдурахман Дагестани