Средство против двух болезней
Поистине, милости Аллаха для рабов многочисленны, и лучшая из них – это полезные знания. Признак того, что знания являются полезными – это удаление с сердца двух вещей: сомнения и страсти. Результатом сомнений является отсутствие уверенности, а страсти делают сердце больным и чёрствым, что удерживает тело от повиновения.
Признаком полезных знаний является то, что они удаляют эти две тяжёлые болезни и дают рабу вместо них две вещи: глубокое убеждение (якъин), которое является противоположностью сомнений, и совершенный иман, посредством которого раб добивается поставленных целей, и который приносит плоды в виде праведных дел, и который является противоположностью страстей.
По мере того, как человек познает все больше полезных знаний, усиливается его убеждение и стремление к довольству своего Господа. И не достигнет человек счастья и благополучия, если не объединит в себе два этих дела (т.е. глубокое убеждение и иман), посредством которых человеку даруется высокое положение (или предводительство) в религии.
Всевышний сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Коран, 32:24).
Глубокое убеждение (якъин) имеет три степени, каждая из которых выше другой: ‘ильм аль-якъин (убеждение посредством знаний), ‘айн аль-якъин (убеждение посредством увиденного) и хьакъ аль-якъин (убеждение посредством действительности).
1. Убеждение посредством знаний – это, например, наше знание о том, что Рай и Ад существуют.
2. Убеждение посредством увиденного будет, когда настанет Судный день: «Рай будет приближен к богобоязненным, а Ад будет ясно показан заблудшим» (Коран, 26:90-91) и они увидят их перед тем, как войдут туда.
3. Убеждение посредством действительности будет, когда они окажутся в Раю или в Аду.
Суть сказанного заключается в том, что знания – это дерево, которое приносит плоды в виде благих слов и праведных дел. А джахль (незнание) – дерево, которое приносит плоды в виде скверных слов и деяний.
Поскольку знания имеют такую высокую степень, человеку следует стремиться к их постижению и приложить все усилия для этого, усердно прося помощи Аллаха, и нужно начать с наиболее важного, а затем переходить к мене важным вопросам.
Шейх Абд ар-Рахман ас-Саади, "Къава'ид аль-Фикх" Перевод: sawab.info