Сообщать ли больному о его скорой смерти?
Во-первых. Посетители больного, люди, что находятся рядом с ним, докторам, следует вселять надежду в больного, облегчать его состояние, радовать его скорым исцелением и надеждой на долгую жизнь.
Сообщается, что Са‘д ибн Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Меня навестил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в год последнего паломничества (хаджату-ль-уада‘). Я сильно болел и думал, что умру в тот год. (…) Он сказал мне: „Возможно, ты останешься на этой земле, чтобы одни люди от тебя получили пользу, а другие – вред“». Хадис передал аль-Бухари (3936).
То же самое говорят и научные исследования. Психологический настрой на исцеление помогает больному в лечении и выздоровлении. Чем сильнее настрой больного, тем более действенным и быстрым будет лечение.
Во-вторых. Чтобы ответить на вопрос «Сообщать ли больному о его скорой смерти?», о том, что болезнь может стать причиной его смерти, необходимо рассмотреть его подробнее.
Если сообщение об этом не скажется отрицательно на состоянии больного, то это сделать дозволено. И это является основой. Наряду с этим нужно напоминать больному, что он может и исцелиться. Например, можно сказать так: «Люди болели этой болезнью и выздоровели по милости Аллаха», то есть необходимо вселять в него надежду.
Если же это сообщение повредит больному, то предпочтительнее не говорить ему об истинном положении его здоровья.
Шейха Ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллах, спросили: «Если доктор знает, что у больного трудноизлечимая болезнь, например, рак. Сообщать ли ему об этом больному? Или просто намекнуть ему, но не сообщать прямо, из боязни, что это подействует на душевное состояние больного? Как поступить доктору, если больной прямо и точно спросит о своем диагнозе? Говорить ли ему правду, несмотря на последствия? Или как ему себя вести?»
Он, да помилует его Аллах, ответил: «Ответ на этот вопрос различен, как различны и больные. Среди больных есть люди сильные духом, которым неважно смертельной болезнью они больны или нет. Таким людям следует сказать правду. Так как у больного могут быть какие-то личные отношения с семьей или другими людьми, или ему нужно исправить какую-то ошибку, совершенную им прежде. В этом случае нужно обязательно сообщить ему, и хвала Аллаху, это не повредит.
Если же больной человек слаб духом, и из-за сообщения о его болезни он станет переживать, и всей его заботой станет размышление о ней, то сообщать не нужно. Известно, что если больной зациклится на болезни, и болезнь станет его постоянной мыслью, тревогой, то это усугубит его болезненное положение. Однако если он не будет знать об этом, и не станет думать о болезни, словно с ним ничего и не случилось, то это есть одна из причин выздоровления. Поэтому, ситуация разнится от положения больного» (из лекции «Советы доктору-мусульманину»). Лекцию можно увидеть по ссылке: www.ibnothaimeen.com
Шейху ‘Абдулькариму аль-Худайру, да хранит его Аллах, задали вопрос: «Я слышал о больном человеке, который жил в той же деревне, что и я. Когда его болезнь усилилась, его повели к врачу. Однако доктор сказал сопровождающим, что больной умрет через пятнадцать дней. Как только этот срок закончился, больной умер. Люди удивились этому, этой точности со стороны доктора. Что Вы скажете?»
Он ответил: «Возможно, этот доктор высказал свое предположение, так как увидел, что положение больного крайне опасно. То есть сказал, предполагая, а не утверждая. Утверждать о том, что такой-то человек умрет тогда-то, запрещено, так как ни один человек не знает, когда наступит день его смерти, так что же говорить о смерти другого?! Сказал Всевышний Аллах:
«Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, на какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (сура „Лукман“, аят 34).
Утверждать о том, что такой-то человек умрет в определенный день, запрещено, и это является притязанием на знание сокровенного.
Если же человек, судя по состоянию больного, и только из предположения скажет: „Такой-то человек может умереть по истечении стольких-то дней или по истечению такого-то срока“, то в этом нет ничего плохого. Но это известие не должно распространяться, его не должны слышать ни больной, ни его родные. Так как это может подействовать на больного и только усугубить его состояние. Также это может подействовать на состояние родных. Необходимо скрывать такие новости и открывать больному, его близким и родным дверь надежды, что по воле Аллаха он сможет вылечиться, что болезнь уйдет и т.п.». Текст фетвы: www.al-forqan.net.
А Аллах знает лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 188991