Может ли мужчина сглазить свою жену?
Вопрос: Мой вопрос касается сглаза. Если мужчина скажет своей жене, что она красивая, должен ли он добавить «так пожелал Аллах» (ма ша-Аллах), или это чрезмерность?
Ответ: Хвала Аллаху.
Во-первых. Сглаз существует, как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Сглаз – истина, и если бы существовало что-то, что могло бы опередить предопределение, то это был бы именно сглаз!». Хадис передал Муслим (2188) со слов Ибн Аббаса.
Аль-Бухари (5048) и Муслим (2187) передали начало этого хадиса так же со слов Абу Хурейры.
Во-вторых. Обычно источником сглаза являются завистники.
Ибн аль-Къаййим сказал: «Все сглазившие являются завистниками, но не все завистники наводят сглаз… Источником сглаза является восхищение человека какой-то вещью, затем включается свойство его скверной личности, которое распространяет свой яд на обладателя понравившейся вещи, через взгляд. Человек может сглазить сам себя или другого неосознанно, так как это является частью его натуры, и это худшие из людей. Наши товарищи и другие ученые исламского права сказали: предводитель должен заключить такого человека под стражу и расходовать на него до конца его жизни. И это, безусловно, правильное мнение» (Заад аль-Ма’ад, 4/167).
Об этом сказано в хадисе: «Я прибегаю к совершенным словам Аллаха от каждого шайтана, вредителя и от каждого дурного глаза». Передал аль-Бухари (3191) со слов Ибн Аббаса.
Под словом «вредитель» здесь имеются в виду смертельно ядовитые животные и насекомые, а «дурной глаз» – это вред, причиняемый завистью.
В-третьих. Верно и то, что сглазить может не только завистник, но и другой человек простым восхищением, поскольку сказано в хадисе: «Если кто-либо из вас увидит в самом себе, в своем имуществе или же брате мусульманине то, что восхищает его, то пусть призовет на это благословение, ибо поистине сглаз — истина!». Приводят Ибн ас-Сунни в «’Амаль аль-Йавм вал-Лейла» (стр. 168) и аль-Хьаким (4/216), аль-Албани назвал хадис достоверным в «аль-Калим ат-Тоййиб» (243).
Этот хадис показывает, что человек может навредить себе или своему имуществу. Никто не завидует самому себе, но человек может навредить себе сглазом, вызванным восхищением собой, и поэтому тем более вероятно, что он способен сглазить свою жену.
В-четвертых. Мужчина может сглазить свою жену, восхитившись ее красотой, даже если не скажет о своих чувствах вслух. Поэтому ему желательно сказать: «О, Аллах, благослови ее!» (Аллохумма барик фиха!).
Передается от Абу Умамы б. Сахля б. Хьанафи, что его отец рассказал ему, что они отправились вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекку. После того, как они достигли местечка Ши’б аль-Хаззар в аль-Джухфа, Сахль б. Хунейфа стал мыться, а он был стройным мужчиной с красивой белой кожей. ‘Амир б. Раби’а, брат Бану ‘Ади б. Ка’ба, посмотрев на него, сказал: «Никогда не видел ничего подобного. С этим не сравнится даже кожа юной девушки, не выходившей из тени своих покоев!» (намек на необычную белизну кожи), после чего Сахля упал на землю в приступе эпилепсии. Его привели к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: «О, посланник Аллаха, что это с Сахлем? Он не поднимает голову и не приходит в сознание!» Он спросил: «Вы подозреваете кого-нибудь в случившемся?» Они сказали: «’Амир б. Раби’а посмотрел на него». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позвал ‘Амира, рассерженно поговорил с ним и сказал: «Кто-нибудь из вас хотел бы смерти своего брата? Если вас что-то восхищает, почему вы не призываете благословение на это». Затем он велел ’Амиру совершить омовение, и тот умыл свое лицо, руки, локти, колени, ступни и части тела под изаром, собирая в сосуде воду, стекающую с тела. Затем эту воду вылили на Сахля – на его голову и спину сзади, наклоняя сосуд. После этой процедуры Сахль пришел в себя и присоединился к другим — с ним было все в порядке». Хадис приводится в «аль-Муснаде» (3/486), аль-Хайсами сказал: «Люди (передатчики) Ахмада – достоверные люди». См. «аль-Маджму’» (5/107).
В-пятых. Некоторые люди, когда им сильно понравится что-то, говорят: «Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме как от Аллаха!», ссылаясь на аят из суры «Пещера» и хадис. В упомянутом аяте речь идет о словах Всевышнего (перевод смысла): «Почему, войдя в свой сад, ты не сказал: “Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме как от Аллаха!”», но он не является доказательством, поскольку его сюжет не связан с завистью. На самом деле Аллах погубил его сад из-за его неверия и беззакония.
Что касается хадиса: передается от Анаса б. Малика, да будет доволен им Аллаха, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если, восхитившись чем-нибудь, вы скажете: “Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме как от Аллаха!”, то сглаз не коснется вас», то это очень слабый хадис!
Сказал аль-Хайсами: «Его передал аль-Баззар от Абу Бакра аль-Хузали, который очень слаб (как передатчик)». См. «Маджму’ аз-Заваид» (5/21).
А Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид.
Islam Q&A, фетва № 7190 Перевод: sawab.info