Различие между большим и малым лицемерием
Каково различие между большим и малым лицемерием (нифак)? Если какой-либо человек является большим или малым лицемером, то значит ли это, что он навечно останется в Огне и не покинет его?
Ответ: Хвала Аллаху.
Большим лицемерием является состояние, когда человек показывает, что он мусульманин, тогда как внутри является неверующим. Аль-Джурджани, да помилует его Аллах, сказал: «Лицемером является человек, который таит свои убеждения в неверии, но говорит, что верует». «ат-Та‘рифат» (стр. 298).
Человек, который показывает, что верит в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, посланников и Судный День, однако скрывает внутри то, что нарушает эту веру, или противоречит хотя бы одной из её составляющих, является лицемером большого лицемерия.
Именно о таких лицемерах Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня» (сура «ан-Ниса», аят 145).
Отличительной и явной чертой лицемеров является ложь, вероломство, нарушение договоров и беззаконие при споре (ругань, сквернословие и пр. – прим. пер.).
Что же касается малого лицемерия (также его называют лицемерием в делах), то это лицемерие, проявляющееся в делах. Когда показывается праведное дело, но скрывается обратное этому, или когда при совершении деяний, не касающихся основ веры, внутреннее разнится с внешним. К этому относится случай, когда человек совершает один из видов лицемерия в делах, или характеризуется качествами лицемеров, например: лжёт, вероломствует или нарушает договоры.
Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Амру, да будет доволен им Аллах, передал слова пПророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Истинным лицемером является тот, кому присущи четыре (качества). А отличающийся каким-либо из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими качествами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяют, лжёт, когда рассказывает (о чём-нибудь), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)». Хадис передали аль-Бухари (34) и Муслим (58).
Если в ком-то из последователей единобожия есть качество лицемерия, то он становится малым лицемером настолько, насколько в нем присутствует это качество, или насколько он совершает деяний лицемеров. Ведь в этом случае он становится похожим в своих делах на лицемеров, даже если не является таким же, как они, полностью.
Шейх Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал:
«Лицемерием называют большое лицемерие, которое выражается в сокрытии неверия, и малое лицемерие, при котором разнятся внешнее и внутреннее при выполнении обязательных действии по Шариату… Это известный в среде ученых вопрос. Следуя этому, разъясняли слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Признаков лицемерия три: когда он говорит, то лжёт, когда заключает договор, нарушает его, и когда ему доверяются, предаёт“. Этот хадис передал ат-Тирмизи и другие, также его передавали ученые. И не только один из праведных предшественников говорил: „Это (то есть в хадисе упоминается) – неверие без неверия, лицемерие без лицемерия и многобожие без многобожия“». «Маджму‘у-ль-фатауа» (11/140).
Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал:
«Уважаемые ученые разъяснили, что лексически слово „лицемерие“ сродни обману и коварству, когда человек показывает благо, но скрывает противоположное этому. В понимании Шариата лицемерие бывает двух видов: лицемерие большое и лицемерие малое. Лицемерие большое – это когда человек внешне показывает свою веру в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в посланников и Последний День, тогда как внутри себя прячет убеждения, противоречащие этому полностью или частично. Именно этот вид лицемерия был во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и именно лицемеров большого лицемерия осуждает Коран, называет их неверующими и говорит о том, что они будут в нижнем слое Огня. Второй вид – малое лицемерие. Это лицемерие в действиях, когда человек внешне проявляет себя праведным, тогда как внутри совсем не таков.
Итак, малое лицемерие заключается в различии между внутренним и внешним, как об это сказал Хасан. Малое лицемерие является путём к большому так же, как грехи являются путём к неверию. Как есть опасения в том, что человек, постоянно грешивший, перед смертью может лишиться веры, так и человек, в котором всегда присутствуют качества лицемеров, может лишиться веры и стать истинным лицемером.
Имаму Ахмаду задали вопрос: „Что вы скажете о человеке, который не опасается лицемерия?“ Он сказал: „А кто же может гарантировать, что он не впадет в лицемерие? Хасан называл человека, который лицемерит при совершении дел, лицемером“. Подобные слова передаются и от Хузейфы». Приводится с сокращениями из «Джами‘у-ль-‘улум уа-ль-хикам» (стр. 430-434).
Если в человеке было малое лицемерие, и он умер в подобном положении, то он не останется навечно в Огне. Навечно в Огне останется только большой лицемер. Однако стоит помнить, что малое лицемерие является путем, приводящим к большому. Поэтому сподвижники и предшественники, да будет доволен ими Аллах, прибегали к Аллаху за защитой от лицемерия.
Итак, если в ком-либо из мусульман есть малое лицемерие, то он не останется навечно в Огне, но его место пребывания в Последующей жизни во власти и желании Всевышнего Аллаха: если Он пожелает, то накажет его за грехи Огнём, и после выведет из него за то единобожие, что в нём было; а если Он пожелает, то сразу простит его. Этот человек будет в том же положении, что и верующие-единобожники, совершающие грехи.
Что же касается большого вида лицемерия, то такой лицемер будет навечно пребывать в Огне. Прибегаем к Аллаху за защитой от Огня.
А Аллах знает лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 153691