Сходство и различие между пророком и посланником
Подтверждено, что есть разница между пророком и посланником, и не каждый пророк является посланником, но каждый посланник является пророком. Сказал шейх (Мухаммад Али Мушарраф ат-Тамими аль-Ханбали, автор книги «Три основы») здесь: «… и не посланного Пророка», – потому что посланничество выше степенью, чем пророчество. И разница между ними в том, что:
— Пророк – это тот, кому дан через откровение Закон, и ему приказано донести это народу, законы которого согласовываются с тем, с чем он пришел. Или же ему не приказано донести это кому-либо.
— Посланник – это тот, кому дан через откровение Закон или Писание, и ему приказано донести это народу, порядки которого отличаются от этого Закона.
Далее: «посланного пророка» – он может быть послан для (наставления) самого себя, и, при этом, он не является посланником в вышеупомянутом смысле. Так же поясняется это в словах Всевышнего Аллаха: «Мы не посылали до тебя такого Посланника или Пророка, чтобы сатана не подбросил свое в его чтение…» (Сура «Хадж», аят 52). Здесь подтверждается, что посланник – послан, и что пророк так же находится в положении послания.
«Мы не посылали до тебя такого посланника» – то есть, посланник находится в положении послания.
«… или Пророка» – пророк также находится в положении послания. То есть ему приказано донести это, но донести кому? Донести тем, чьи законы согласовываются с тем, с чем он пришел. Пример этому – пророки «сынов Исраиля» – как только умирал среди них пророк, его сменял другой, и доносил (откровение) народу, который был одинакового с ним вероубеждения и следовал тому же закону, что и он – закону, с которым приходил пророк, или же посланник до него. Таким образом он доносил свод законов или некоторые законы, которые согласовывались (с прежними), и ему это было приказано Всевышним Аллахом. Это пророк. И могло быть так, что ему не было приказано донести это до народа, законы которого соответствовали бы (его откровению), и он должен был донести самому себе. На это указывает одно из пояснений, тафсиров к хадису: «Придет в Судный день пророк, и не будет с ним никого» (Хадис передали Аль-Бухари, 5752 и Муслим, 220). Возможно потому, что люди не ответили на его призыв, а возможно потому, что приказанное ему в откровении, касалось только его самого и никого другого.
Салих ибн Абд аль-Азиз Али Шайх, «Шарх китаб «Саляса аль-усуль уа адиллятуха», с. 15.
Источник: muslimby.info