Продажа телевизоров, видео и Playstation
Правовое положение купли-продажи телевизионной и видео продукции, а также игровых платформ Playstation.
Вопрос: Я владею магазином электронной техники. Могу ли я продавать телевизоры, видео, игровые платформы Playstation, диски к ним, если мне не известно каким целям они будут служить?
Ответ: Хвала Аллаху.
Телевизионная, видео и другая техника относится к таким вещам, которые могут работать как во благо, так и во вред, как для повиновения, так и для ослушания. Однако, на сегодняшний день превалирует использование её в плохих целях. Из которых – просмотр голых женщин, прослушивание разных увеселительных речей, ложь, музыки и т.п.
Условие (ваджиб) в подобном случае: человек действует в соответствии с тем, что превалирует в его мнении.
Допустимой такую торговлю делает информированность человека в том, что техника будет использоваться в допустимых шариатом рамках (мубах), либо его уверенность в таковом, превалирующая над уверенностью в обратном.
Тому, кто знает, либо обоснованно подозревает, что она будет использоваться для харама, продавать её не дозволяется, в соответствии со словами Всевышнего: «Содействуйте друг другу в [том, что касается] благочестия и богобоязненности, но не содействуйте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5: 2).
В Фетвах Постоянной Комиссии приводится: “Всё, что применяется запретным способом, либо имеются веские подозрения на такое применения, – запрещается производить, импортировать, продавать и распространять среди мусульман”. «Фатава аль-Ляджна ад-Даима» (13/109).
Похожий вопрос уже задавался Постоянному Совету по правовым заключениям. Звучал он так: “Я работаю мастером по электронной технике. Моя работа заключается в том, что я ремонтирую радио-, теле-, видеоаппаратуру и т.п. Я надеюсь на Ваше заключение, касательно дальнейшего продолжения мною этих работ. Обращаю Ваше внимание на то, что отказ от этой работы делает абсолютно бессмысленным мой опыт, лишая меня профессии, которою я занимался большую часть своей жизни, ставит меня в ущербное положение”.
Этот человек получил следующий ответ: “Доводы из Корана и Сунны свидетельствуют об обязательности для мусульманина стремиться к благому заработку. Вам следует найти работу, заработок в которой будет благим. Что же касается заработка, получаемого за выполнение указанной Вами работы, то его нельзя отнести к категории благого, по той причине, что эти устройства служат преимущественно недозволенным делам”. «Фатава аль-Ляджна ад-Даима» (14/420).
Теперь, что касается игровой платформы Playstation и дисков к ней. На неё распространяется описанное выше правило (хукм), т.е. её продажа допускается при наличии превалирующего предположения о применении её покупателем в допустимых шариатом рамках, не допускается – при наличии превалирующего предположения об обратном.
Сейчас многие люди применяют её в запрещенных рамках, вместо того чтобы обращаться к развлечениям понемногу, мимоходом. Развлечение стало основой жизни большинства людей. Они впадают в него, расходуя значительную часть своей жизни, имущества и энергии.
К подобным забавам, ставшим основой жизни людей, также относятся посещение клубов, бассейнов для плавания, путешествия, посиделки с друзьями, прогулки в парках и т.д.
Многие, кто играют Playstation и подобные ей игры пропускают свои намазы, отвлекаются от многого из их религиозных и мирских благ. Из этого мы выносим своё определение о её запрещенности (тахрим) в таких случаях.
Что касается того, кто ценит дела должным образом, т.е. того, кто уделяет этим играм мало времени, чисто для отдохновения души, не пропускает по их причине свои обязанности, свои религиозные и мирские блага, а наряду с этим в этих играх отсутствует что-либо порицаемое (мункар), музыка например, изображения неприкрытых девиц и т.п., то прямого запрета в этом нет, инша Аллах Та’ала!
Для мусульманина наиболее достойно стремиться к добыче дозволенного имущества, в халяльности которого нет сомнения. Пусть помнит слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Всякая плоть, наращенная незаконным путём, наиболее достойна огня» . Хадис привёл ат-Табарани, а аль-Альбани подтверждает его достоверность в «Сахих аль-Джами’» (4519).
А Аллах знает лучше!
Islam Q&A, фатва № 39744 Перевод: destabilizator.livejournal.com