Она не любит своего мужа, но он отказывает ей в разводе
Вопрос: Я соблюдаю религиозные предписания, но не люблю моего мужа по многим причинам. Он знает это, но отказывает мне в разводе, и я часто отказываю ему в супружеских контактах. Каково религиозное положение этого вопроса?
Ответ: Хвала Аллаху.
Во-первых. Женщине не дозволено требовать у мужа развода без причины. В случае наличия причины, такой как ущемление ее прав или несправедливое отношение к ней, не будет греха, если она попросит развод.
Передали Абу Дауд (2226), ат-Тирмизи (1187) и Ибн Маджа (2055) со слов Савбана – да будет доволен им Аллах, – что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине, попросившей у своего мужа беспричинного развода, запретен запах Рая». Ал-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих Аби Дауд».
Если мужчина не ущемляет права жены и не поступает с ней несправедливо, но он ненавистен ей до такой степени, что она не может жить с ним и не выполняет свои супружеские обязанности, то они оба должны попытаться исправить положение. Если это не приведет к положительному результату и их жизнь зайдет в тупик, то Аллах оставил для нее выход в виде хул’а – она отдает весь махр, который он дал ей, а мужчине предписано принять махр и расстаться с ней.
Передал ал-Бухари (5273) от Ибн Аббаса – да будет доволен ими Аллах, – что жена Сабита б. Къайса пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О, посланник Аллаха, я не порицаю Сабита б. Къайс из-за его характера или его отношения к религии, но я не хочу совершить куфр после того, как приняла Ислам». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Ты согласна отдать его сад?». Этот сад был подарком в качестве махра для нее. Она ответила: «Да». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Возьми свой сад и разойдись с ней».
В версии Ибн Маджы (2056) сказано: «Я не выношу его». Ал-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Ибн Маджа».
Ее заставила просить развод глубокая неприязнь к нему. В словах «я не хочу совершить куфр после того, как приняла Ислам» имеется в виду ущемление его прав, и что она не сможет выполнить то, что Аллах вменил ей в обязанность: подчинение мужу и хорошее отношение к нему.
Во-вторых. Мы хотели бы напомнить Вам, что если у вас нет очевидного оправдания для требования развода, отказ от разделения ложа является большим грехом, о чем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если мужчина позвал свою жену в постель, а она отказалась, и он лег спать рассерженный, ангелы будут проклинать ее до утра». Хадис передали ал-Бухари (3237) и Муслим (1736).
Вам следует выбрать праведных людей среди Ваших или его родственников, того, кто сможет дать ему совет и призвать расстаться с вами надлежащим образом.
В-третьих. Мужу мы советуем не удерживать жену, когда она страдает с ним. Если он хочет, чтобы она осталась, и отказывается развестись, то он должен наладить семейные отношения и устранить причины, вызывающие у нее антипатию. Если он не может сделать этого, он должен развестись с ней или удовлетворить ее просьбу о расторжении брака (хул’), а не заставлять жену совершать грех, проявив непокорность (нушуз) и ослушание.
Ученым постоянного комитета по изданию фетв был задан вопрос: «Женщина не любит своего мужа, хотя у нее нет претензий к его характеру и выполнению религиозных обязанностей. Она вернула ему весь махр. Нужно ли заставить этого мужа развестись с женой, если он удерживает ее несмотря на то, что она сильно не любит его?».
Они ответили: «Если женщина не любит своего мужа и боится, что может преступить ограничения, установленные Аллахом, в таком случае предписан хул’, когда она возвращает махр и расстается с ним, согласно хадису о жене Сабита б. Къайса… Если между ними возник спор, дело должно быть передано шариатскому судье, который разъединит их». «Фатава ал-Ладжна ад-Даима» (19411).
Просим Всевышнего Аллаха исправить дела мусульман. И Аллах знает лучше.
Islam Q&A фатва № 91878 Перевод: sawab.info