Хукм принятия приглашения и ее условия
Вопрос: Иногда меня приглашают на трапезу или торжество. Что делать, если на этих встречах преобладают сплетни, злословие, высокомерие и соперничество в одежде и насмешки над тем, кто одет средне (как я). Я необходима своему мужу и дому, и я посвящаю им каждую свободную минуту, по воле Аллаха. Это моя первостепенная задача. К тому же мне хочется использовать дополнительное время для чтения Корана или полезной книги. Я не желаю посещать собрания, посвященные мирской жизни, где больше вреда, чем пользы.
Скажите, как мне поступить, и каково подходящее оправдание, чтобы не посещать эти собрания, если я имею на это право? И что делать, если хозяйка собрания не любит меня и радуется, когда я попадаю в неловкое положение и обсуждает меня? Должна ли я принять ее приглашение?
Ответ: Хвала Аллаху.
В «Сахихах» аль-Бухари (1164) и Муслима (4022) приводится хадис о том, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и просить у Аллаха милости для чихнувшего».
Ученые выделили два вида приглашения, которые мусульманам велено принимать:
Первый: приглашение на свадебное застолье (валима). Большинство ученых считает обязательным (ваджиб) принять это приглашение, если нет шариатского оправдания, некоторые из которых приводятся ниже. Доказательством является хадис от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Худшей пищей является угощение, на которую приглашают не тех, кто нуждается в ней (то есть бедных), а тех, кто пренебрегает ею (то есть богатых). А тот, кто не принял приглашение, ослушался Аллаха и Его посланника». Передали аль-Бухари (4779) и Муслим (2585).
Второй: приглашение на любые другие встречи и мероприятия. Большинство ученых считают, что принятие такого приглашения является желательным (мустахаб). С этой точкой зрения не согласились лишь некоторые шафииты и зохириты, которые считают это обязательным. Вероятно, будет ближе к истине, если сказать, что принятие этих приглашений настоятельно рекомендуется. Аллах знает лучше.
Однако ученые оговорили условия для принятия приглашения, несоблюдение которых не только не делает это обязательным и желательным, а наоборот может сделать запретным присутствие на них. Эти условия резюмировал Шейх Мухаммад ибн Усеймин, да помилует его Аллах:
1. В месте проведения мероприятия не должно быть ничего предосудительного (мункар). Если там есть предосудительное и человек в силах исправить это, то присутствие там становится обязательным для этого человека по двум причинам: принятие приглашения и исправление порицаемого. Если он не может исправить это, то присутствие становится запретным для него.
2. Хозяин торжества не должен быть из тех, с которым обязательно или сунна прекратить отношения (как в случае того, кто открыто распутничает или грешит, а прекращение отношений с ним может привести к его покаянию).
3. Приглашающий должен быть мусульманином. В противном случае, отвечать на его приглашение не обязательно, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…обязанностей мусульман по отношению друг к другу».
4. Подаваемая еда должна быть дозволенной.
5. Это не должно приводить к упущениям в выполнении более важных обязанностей. В противном случае, запрещено принимать приглашение.
6. Оно не должно причинять ущерб приглашенному, подобно необходимости путешествия или разлуки с семьей, когда она нуждается в его присутствии, или другие неприятности. (См. «аль-Къавль аль-Муфид» 3/111)
Некоторые ученые добавили:
7. Приглашение должно быть индивидуальным. Если приглашение было сделано в общей форме, без упоминания конкретных людей, то присутствие на этом мероприятии не обязательно.
Из вышесказанного следует, что ты не обязана присутствовать на подобных встречах. Более того, это может быть запретным, если ты не в состоянии изменить порицаемое или присутствие там приведет к упущениям в твоих обязанностях по отношению к мужу или в воспитании и заботе о детях. К тому же ты не защищена от их вреда и плохого влияния. Это является оправданием, которое освобождает тебя даже от принятия приглашения, которое обязательно принимать, не говоря уже других случаях.
Так же женщина должна иметь в виду, что необходимо получить разрешение мужа на участие в этих встречах и других мероприятиях, на которые она приглашена. И ты должна посоветовать этим сестрам, чтобы они старались проводить время и встречи с пользой для религии или мирской жизни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег нас от последствий собраний, где не поминают Всевышнего Аллаха: «Если люди займут свои места в собрании, не помянув при этом Аллаха и не помолившись за своего Пророка, их неизбежно постигнет отмщение, и тогда если Он пожелает, то подвергнет их мучениям, а если пожелает, то простит». Хадис передал ат-Тирмизи (3302), который сказал, что хадис хороший (хасан), аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих ат-Тирмизи» (3/140).
Слово «отмщенье» здесь означает: горе и сожаление.
Передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди, покидающие собрание, в котором они не поминают Аллаха, всегда покидают нечто подобное туше дохлого осла, и их постигнет горе». Хадис передал Абу Дауд (4214) и др. Ан-Навави назвал его достоверным в «Рийад ас-Солихин» (321), с чем согласился аль-Албани, да помилует Аллах их обоих.
Передай им это наставление устно или в письменной форме. Вдобавок ты можешь пригласить их к себе домой и использовать эту встречу для создания кружка поминания Аллаха в дополнение к некоторым разрешенным развлечениям. Быть может, Аллах сделает тебя причиной того, что они последуют этой прекрасной сунне, чтобы получать пользу из подобных встреч. И только Аллах наделяет успехом.
Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид.
Islam Q&A, фатва № 22006 Перевод: sawab.info