Подробные причины мучений могилы

21.03.2013 | Автор:

1- Придавание Аллаху сотоварищей (Ширк) и неверие в Него.

Сказал Аллах Всевышний о семье Фараона: «Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (сура «Гафир», 46 аят).

Всевышний так же сказал: «Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями». (сура «А`нам», 93 аят).

Когда у неверующего человека начинается предсмертная агония, ангелы возвещают ему о его наказании, об оковах и железных ошейниках для него, о цепях и огне, о Гневе Аллаха над ним, и тогда душа этого неверующего, начинает рассеиваться по телу и ослушаться ангелов, отказываясь выходить. И тогда ангелы начинают бить, пока не выйдет его душа из тела, говоря: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями». (сура «А`нам», 93 аят).

Указанием на то, что многобожие (ширк) — одна из причин наказания в могиле, является хадис Зайда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), рассказавшего: «Были мы однажды с Пророком ﷺ у ограды владения (сада) племени бану Наджар, и вдруг, когда проходили мы возле шести (пяти или четырёх) могил, встрепенулся мул Пророка, да так, что чуть не скинул его с себя. Пророк ﷺ спросил: «Кто знает похороненных здесь людей?», ответил ему один мужчина: «Я». Пророк ﷺ спросил: «Когда они умерли?», тот ответил: «Умерли в многобожии». Далее сказал Пророк ﷺ: «Поистине, эта умма будет испытана в могилах, и если бы не то, что это должно быть скрыто от вас, то я попросил бы Аллаха, чтобы Он позволил вам услышать то, что слышу я из могильных мучений…». Затем он повернулся к нам лицом и сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучений огня», и мы прибегнули к Аллаху от этого, затем он сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучений в могиле…». Хадис приводит Муслим (2867).

Слова: «Умерли в многобожии»,- это доказательство того, что за этот великий грех люди будут подвержены могильным мучениям.

2 — Лицемерие.

Лицемерие — это так же одна из причин могильных мучений.

Лицемеры являются наиболее заслуживающими могильных мучений из людей, а как же может быть по другому, ведь они обитатели самого нижнего (уровня) Ада.

Сказал Аллах Всевышний: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения». (сура «Тауба», 101 аят).

Сказал Катада и Рабиа ибн Анас о Слове Всевышнего «…и подвергнем их мучениям дважды»: одно из них в этом мире, а другое мучение в могиле.

Так же в известном хадисе о вопросе двух ангелов (Мункара и Накира) и могильных испытаний ясно пришло слово «лицемер», как в хадисе у Бухари (1374) от Анаса: «…а неверующему и лицемеру скажут…».

3 — Измерение Шариата Всевышнего Аллаха запрещением того, что Он дозволил и дозволением того, что Он запретил.

Доказательством на то, что это отклонение от Шариата является причиной могильных мучений, служат слова Пророка ﷺ: «Я видел Амру ибн `Амира аль-Хузаи, волочащим свои кишки в огне — он был первым из тех, кто отстранялся (считая его священным) от своего домашнего животного». Хадис приводит Бухари (4623).

Под «домашним животным» имелись в виду верблюдицы и коровы, которых не седлали и не употребляли в пищу (считая их запрещенными для этого).

А некоторые из многобожников давали обеты, клялись своим имуществом и в последствии делали его неприкосновенным (запретным для них).

Сказал Шейх Ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах): «Арабы из потомков Исмаила и другие, которые жили по соседству с Каабой, построенной Ибрагимом и Исмаилом (мир им), были единобожниками на религии Ибрагима до тех пор, пока не изменил её один из вождей племени аль-Хуза`а, и это Амру ибн Лухай — он первый, кто изменил религию Ибрагима (мир ему), внеся идолопоклонничество и запрещение того, что не запрещал Аллах. Поэтому Пророк ﷺ сказал: «Я видел Амру ибн Лухая аль-Хузаи…». Из книги «Тонкости Тафсира» (2/71).

4 — Не очищение от мочи и распространение среди людей клеветы.

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

— Однажды Пророк ﷺ, проходивший мимо одной из стен (за этой стеной находится сад) Медины, услышал голоса двух людей, подвергавшихся мучениям в своих могилах, и сказал: «Они подвергаются мучениям и подвергаются им только за тяжкие грехи». Немного погодя, он продолжил: «Да, один из них не укрывался от собственной мочи, а другой занимался распространением клеветы…». Этот хадис приводят Бухари (218) и Муслим (292).

Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, большинство наказания в могиле из-за мочи, так очищайтесь же от неё». Приводит Даракутни. Шейх Албани в книге «Таргиб тархиб» (1/152), сказал, что этот хадис достоверный.

5 — Сплетни (хула).

По этому поводу Имам Бухари говорит в главе «Похороны»: «Могильные мучения от сплетен и мочи».

Затем он приводит вышеприведенный хадис о двух могилах, однако в хадисе у Бухари отсутствует слово «сплетни», но Имам так обычно поступал, когда хотел указать, что есть другие риваяты с подразумеваемым словом. Как один из риваятов этого хадиса: «…а что по поводу другого, то он наказывается за сплетни». Приводит Ахмад (5/35). Шейх Албани сказал в книге «Таргиб ва Тархиб» (1/66), что это достоверный хадис.

6 — Ложь.

Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал им:

“…и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к лежавшему навзничь человеку, над которым с железным крюком (в руках) стоял другой (человек), вонзавший этот крюк в угол его рта, и его ноздрю и его глаз с одной стороны и раздиравший их до затылка, после чего он переходил к другой стороне (лица) и делал с ней то же, что делал с первой. И ещё до того, как он заканчивал (разрывать одну сторону), другая сторона (снова) становилась такой же, как прежде, а потом он снова возвращался к ней и делал то же, что и в первый раз”.

Пророк ﷺ сказал: “И я сказал: «Преславен Аллах! (Субхана-Ллах!) Кто эти двое?»”.

В конце хадиса Пророк ﷺ поведал: «тот, которому углы рта, ноздри и глаза раздирали до (самого) затылка, то (вина его состояла в том, что) по утрам он выходил из своего дома и повсюду распространял ложь». Хадис приводит Бухари (7074).

7 — Оставление Корана после его изучения, и сон во время предписанной молитвы.

В этом же хадисе Пророк ﷺ сказал: «… мы подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем (в руках) стоял другой человек, бросавший этот камень на голову (лежавшего) и разбивавший ее. И (после того, как он наносил ему удар,) камень откатывался в сторону, а (этот человек) шёл за камнем и (снова) брал его, и ещё до того, как он возвращался, голова (первого снова становилась такой как прежде), после чего он (снова подходил) к нему и делал с ним то же, что и в первый раз.

Я сказал им: «Преславен Аллах! Кто эти двое?».

Здесь же: «Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это — человек, которого научил Аллах Корану, а он спал по ночам не читая его, а днём не руководствовался им».

Есть так же следующий риваят этого хадиса: «Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это — человек, (сначала) бравший Коран, а (потом) отвергавший его, и он просыпал обязательную молитву». Хадис приводит Бухари (7076).

Сказал Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах), что этот риваят яснее чем первый, потому что внешнее указание первого является то, что он будет наказываться за оставление чтения Корана ночью, а второй риваят указывает на то, что он будет наказан за свой сон во время обязательной, предписанной молитвы.

Так же он сказал: «Вероятно, мучение может постигнуть его и за оба этих дела — оставление чтения (Корана) и оставление дела (молитвы).

Сказал Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах): «Ибн Хубайра сказал: «Отвержение Корана после заучивания его — великое преступление, потому что он (человек) вообразил себе, что нашёл в нём (Коране) то, что обязывает отвержение его (Корана). А когда он отверг почётнейшее из вещей, — это Коран, — Аллах подверг его наказанию в почётнейшем из его частей тела — это голова». «Фатхуль-Бари» (3/251).

8 — Ростовщичество.

В хадисе от Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, передаётся от Пророка ﷺ: «…и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к (какой-то) реке… И я думаю, что ﷺ сказал:

…(вода которой была) красной как кровь. В этой реке плавал (какой-то) человек (в то время как) на берегу её стоял другой, перед которым лежала целая груда собранных им камней. Плававший (человек) плавал (некоторое время), потом приходил собравший рядом с собой камни, и (тогда находившийся в реке) открывал для него рот, а (стоявший на берегу) бросал в него камень, после чего тот (снова начинал) плавать. А потом он возвращался к нему, и каждый раз, как он возвращался, (человек, плававший в реке), открывал для него рот, а он попадал в него камнем. Я спросил их: «Кто эти двое?».

До тех пор, как сказал: «Что касается плававшего в реке человека, мимо которого ты проходил и которому набивали рот камнями, то он занимался ростовщичеством…».

9 — Прелюбодеяние.

В хадисе от Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, передаётся от Пророка ﷺ: «…и мы пошли (дальше, а через некоторое время) подошли к чему-то наподобие печи, откуда доносились шум и крики. Мы заглянули туда, и оказалось, что там находятся обнажённые мужчины и женщины, к которым снизу подступал огонь, и когда он подбирался к ним (совсем близко), они поднимали крик. И я спросил: «Кто эти (люди)?»».

До тех пор,как сказал: «… Что касается нагих мужчин и женщин, которые находятся в некоем подобии печи, то, поистине, они — прелюбодеи и прелюбодейки».

10 — Приказывание людям одобряемого, забывая о себе.

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что сказал посланник Аллаха ﷺ: «В ночь, когда я был вознесён на Небеса, я видел мужчин, которым вырезали губы огненными ножницами. Я спросил: «О, Джибриль, кто они такие?», на что он ответил: «Это призывающие (проповедники) из твоей уммы, которые призывали верующих к благому, а сами не делали этого. А ведь они читают Книгу, так неужели они не разумеют?!» Хадис приводит Ахмад (3/120). Шейх Албани, говорил о его достоверности в «Сильсилят Сахиха» (291).

Приводится у Байхаки: «В ночь вознесения я подошёл к народу, которому отрезали губы огненными ножницами… я спросил, кто они? Мне ответили: «Это проповедники из твоей уммы, которые говорят то, что сами не делают, читают Книгу Аллаха, но не руководствуются ею». Хадис приводится в книге «Шааб аль-Иман». Шейх Албани в книге «Сахих Джами`» (128) назвал этот хадис хорошим.

11 — Употребление пищи во время месяца Рамадан, без уважительной причины.

От Умамы аль-Бахили да будет доволен им Аллах, от Пророка ﷺ: «Я спал, и тут ко мне пришли двое мужчин, взяли меня за мою одежду, привели к горе и сказали: «Поднимись». Я ответил: «Я не смогу этого сделать.» Они сказали: «Мы поможем тебе». Я поднялся на самую вершину горы, и услышал сильный звук. Я спросил их об этом звуке, и они сказали: «Это вой обитателей огня». Потом они пошли со мною, и я увидел людей, подвешенных за их сухожилия, с разорванными ртами из которых текла кровь. Я спросил: «Кто они?». Мне ответили: «Это те, которые употребляли пищу, прежде чем закончился их пост (сиям)». Приводят Ибн Хибан и Хаким (1/210, 290). Шейх Албани сказал в книге «Сильсилята Сохиха»(3951), что хадис достоверный.

12 — Брать из трофеев, до того как их разделили.

Указывает на это, хадис Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, о мужчине, который взял кусок материи во время одного из газаватов. Пророк ﷺ сказал о нём: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа! Этот кусок материи, который он взял в день Хайбара из трофеев, до того как они были поделены, разжигает для него огонь». Приводят Бухари (4234) и Муслим (115).

13 — Самодовольно волочить за собой длинную одежду.

Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк ﷺ сказал:

«(Шёл) один человек, волоча за собой из кичливости свой изар, (как вдруг) разверзлась под ним земля, и будет он погружаться в неё до самого Дня воскресения». Хадис приводят Бухари (3485) и Муслим (2088).

14 — Воровство у паломников во время Хаджа.

Указал на это хадис Джабира (да будет доволен им Аллах) о молитве «Кусуф»… в нём есть слова Пророка ﷺ: «Мне был явлен огонь, и это тогда, когда вы заметили, что я припозднился из-за того, что боялся, что он меня обожжет. И в нём я увидел владельца посоха с искривлённой верхушкой, который волочил свои внутренности в огне. Он промышлял воровством у паломников с помощью своего крючкообразного посоха. Если замечали пропажу, он начинал оправдываться, говоря: «Это просто зацепилось за мой посох», а если люди не замечали пропажу, то он уходил вместе с ней.» Хадис приводит Муслим (904).

15 — Привязывание животных, издевательства над ними и отсутствие сострадания к ним.

На это указывает, хадис Джабира (да будет доволен им Аллах) о молитве «Кусуф» (молитва затмения) … в нём есть слова Пророка ﷺ: «…и я увидел в нём владелицу кошки, которую она привязывала за шею и не кормила, а так же не отпускала её покормиться самой, пока та не умерла от голода». Хадис приводит Муслим (904).

Сказал Байхаки в своей книге «Подтверждение мучения в могилах» (стр. 97): «И видел он во время молитвы «Кусуф» того, кто волочил свои внутренности в огне, и  того, кто был наказан за воровство, а так же женщину, которую наказывали за кошку. Для людей его времени они стали прахом в своих могилах, однако они не видели во время молитвы того, что видел Пророк ﷺ».

16 – Долг.

Поистине долги, которые лежат на человеке, приносят ему вред в его могиле. Передаётся от Саида ибн Атваля, который сказал: «Умер мой брат, и остались после него малолетний сын и 300 динаров. Я захотел расходовать эти деньги на него, но посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, твой брат — заключенный по причине своих долгов, так иди и отдай за него долги». Я пошёл и вернул долги своего брата, потом вернулся к Пророку ﷺ и сказал: «Я вернул всё за своего брата, но осталась только одна женщина, которая претендует на два динара, но нет у неё твёрдых на это доказательств». Пророк ﷺ сказал: «Дай ей, поистине она правдива в своих словах». Приводят Ахмад (16776), а так же Ибн Маджа (2/82). Шейх Албани сказал в книге «Сахих Джамиа» (1550), что хадис достоверный.

Islam Q&A фатва № 46068
Перевод: Абу Абдурахман Дагестани (сайт "Дом Ислама")
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.