Продажа в рассрочку тому, кто инициировал покупку
Вопрос: Я иду к какому-то человеку, у которого есть деньги, чтобы он купил мне мебель для спальни. Он идёт со мной к продавцу и покупает за определённую цену гарнитур, а после позволяет мне вернуть деньги в рассрочку, но сумму бóльшую, чем он затратил на покупку. Подобного рода действия случаются со многими людьми: им покупают определённые товар, а после позволяют вернуть затраченные деньги в рассрочку, но возвращаемая сумма будет больше той, что была затрачена. Хочу отметить, что эти люди не специализируются в определённом виде торговли. Являются ли подобные денежные отношения ростовщичеством?
Ответ: Хвала Аллаху.
Подобная торговля называется перепродажей тому, кто был инициатором покупки. Доктор Мухаммад ‘Абдуль-Халим ‘Умар в своём исследовании «Ат-тафасыль аль-‘амалийа ли-‘акди аль-мурабаха», размещённом в пятом номере журнала «Маджалля маджма‘ аль-фикх аль-ислями» сказал:
− Перепродажа может быть в двух формах, которые давно были разъяснены учёными.
1. Первая форма, которую также можно назвать основной, состоит в том, что какой-то человек покупает товар за определённую цену, а потом перепродаёт его другому с наценкой. В этом случае, он покупает сам, и его покупке не предшествует просьба другого человека, а после предлагает купить товар другому с наценкой.
2. Вторая форма, которую сейчас называют перепродажей тому, кто был инициатором покупки. Она заключается в том, что один человек просит другого купить ему определённый товар или даёт ему его описание, говоря, что после он выкупит его у него за сумму покупки и добавит определённую сумму или определённый процент от затраченной суммы сверху этого. Эта форма перепродажи, несмотря на то, что современными учёными она называется перепродажей тому, кто был инициатором покупки, была разъяснена ранее. Аш-Шафи‘и в своём труде «аль-Умм» писал: Если человек показал товар другому и сказал: «Купи мне этот товар, и ты получишь такую-то прибыль». И этот человек покупает его ему, ведь торговля дозволена». После этого аш-Шафи‘и сказал: «Итак, если человек попросит другого купить товар, описав его, или просто какой-то товар, а потом говорит, что добавит ему прибыль, то всё эти ситуации равнозначны, и подобные торговые отношения дозволены». (Конец цитаты)
Перепродажа тому, кто был инициатором покупки, является дозволенной при условии, что человек, который приобретает товар, делает это самостоятельно и становится его настоящим владельцем до того, как перепродаст его тому, кто попросил его купить.
В фетвах Постоянного комитета сказано:
«Если человек попросил другого купить определённую марку автомобиля и пообещал ему, что выкупит его у него, и после этого тот купил автомобиль и взял его в свою собственность, то после он может перепродать его человеку, который просил его сделать покупку. Ему дозволено выкупить за наличные, отдав полную стоимость, или выплатить стоимость по частям с определённой долей прибыли. Этот вид торговли не является торговлей того, чем человек не владеет, так как человек, у которого попросили выкупить товар, продал его только после того, как купил и заимел в собственность. Но недозволенно человеку продавать товар другу до того, как он приобрёл его, или до того, как он купил, но не завладел им. Так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговцам продавать товар там, где он был куплен, до тех пор, пока они не донесут его до своих владений (не положат его в свой багаж)» (Фатауа аль-ляджна ад-даима. 13/153).
Таким образом, становится понятно, что, если владелец денег пошёл с тем, кто попросил его купить, например, спальный гарнитур, к торговцу, оплатил стоимость, а из магазина его сразу забрал покупатель, а владелец денег не завладел им и не поместил товар под свою ответственность, то это не дозволено.
Шейх Ибн ‘Усеймин сказал: «То, что делают сейчас многие люди: приходит кредитор и человек, берущий кредит, к другому человеку, у которого есть товар. Кредитор покупает товар у торговца, а потом продаёт на том же месте должнику, а после должник перепродаёт его владельцу магазина или другому человеку, когда товар так и не переместился. Мы объявляем, что подобные торговые операции, несомненно, запрещены и не дозволены. Потому что это является продажей товара на месте, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговцам продавать товар там, где он был куплен, до тех пор, пока они не донесут его до своих владений» (Фатауа нурун ‘аля-д-дарб).
Также на запретность подобного указывает то, что владелец денег (кредитор) получил прибыль с того, что не было под его ответственностью, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не дозволено (получать) прибыль с того, что не было под ответственностью». Хадис передал ат-Тирмизи (1234) и сказал, что это хороший достоверный хадис, а также Абу Дауд под (3504), ан-Насаи под (4629), Ибн Маджа под (2188), Ахмад под (6591) и аль-Албани в «Сахих» сказал, что это достоверный хадис.
Обратитесь также к ответу на вопрос под № 36408 для того, чтобы узнать условия, которые делают дозволенной перепродажу.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 135427