Отношение мусульманской Уммы к сторонникам нововведений
Поистине, последователи Сунны и Джамаата всегда возражали тем, кто вводил новшества, отвергали эти новшества и старались удержать их от практики их применения, подтверждением чему могут служить следующие примеры:
а — Передают, что Умм ад-Дарда сказала: «Однажды Абу-ад-Дарда вошел ко мне, будучи разгневанным, и я спросила его: «Что с тобой?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, я не знаю, что осталось у этих людей из того, что делал Мухаммад, кроме того, что собираются на общую молитву!» аль-Бухари.
б — Передают со слов Умара ибн Йахйи, что его отец передавал, что его отец сказал:
Каждый раз перед утренней молитвой, мы садились у дверей Абдаллаха ибн Мас’уда, ожидая его, чтобы пойти с ним в мечеть, и однажды к нам подошел Абу Муса ал-Аш’ари и спросил: «Выходил ли уже к вам Абу Абд ар-Рахман?» Мы ответили: «Нет». Тогда он сел с нами и ждал, пока ибн Масуд не вышел из дома, а когда он появился, все мы подошли к нему и Абу Муса сказал: «О Абу Абд ар-Рахман, поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но, хвала Аллаху, я видел там только благое!» Он спросил: «Что же это?» Абу Муса ответил: «Поживешь — увидишь, а я видел там людей, которые усаживаются кружками в ожидании молитвы, держа в руках мелкие камешки и в каждом кружке есть человек, который говорит: «Скажите сто раз «Аллаху Акбар!»(«Аллах велик!») — и они по сто раз произносят эти слова, а потом он говорит: «Скажите сто раз «Ля иляха илля ллях» («Нет бога, кроме Аллаха»), — и они сто раз повторяют эти слова, а потом он говорит: «Скажите сто раз: «Субхана Аллах» («Слава Аллаху»), — и они по сто раз произносят и это». Абдаллах ибн Мас’уд спросил: «И что же ты сказал им?» Он ответил: «Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом» (или: …что ты велишь делать). Он спросил: «Почему же ты не велел им считать их дурные поступки и не поручился за то, что ничто из их благих дел не пропадет и так?», — а потом мы с ним пошли к мечети и он подошел к одному из таких кружков, остановился рядом с ним и спросил находившихся там людей: «Чем же вы занимаетесь?» Они ответили: «О Абу Абд ар-Рахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произнесли слова «Аллаху акбар» («Аллах велик»), «Ля иляха илля ллах» («Нет бога, кроме Аллаха»), «Субхана Аллах» («Слава Аллаху») и «алхамду Аллах» («Хвала Аллаху»)». Ибн Мас’уд сказал: «Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ничто из них не пропадет. Горе вам! О обшина Мухаммада! Как скоро вы устремились к гибели, — сподвижники его среди вас еще остались, одежда его еще не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем, в чьих руках душа моя, либо уже принесли более верную религию, чем религия Мухаммада, либо открываете двери к заблуждению!» В ответ эти люди сказали: «О Абу Абд ар-Рахман, мы ведь хотели только блага!» Тогда он воскликнул: «Но сколько таких, что желают блага, но не обретают его! Поистине, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил нам, что есть люди, которые читают Коран, но он не выходит дальше их гортани. Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас являются таковыми!», — а потом он отошел от них. Амр ибн Салам сказал: «И мы видели большинство из них сражавшимися против нас на стороне хариджитов в день битвы при Нахраване. (Этот хадис приводит Ад-Дарими).
в — Один человек пришел к имаму Малику ибн Анасу, да помилует его Аллах, и спросил: «Где я должен вступить в ихрам (намерение совершить Хадж или Умру и смена одежды)?» Он ответил: «В том микате (месте), который определил для этого Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и где он сам вступил в ихрам». Этот человек спросил: «А что если я вступлю в ихрам, не доезжая до миката?» Малик сказал: «Я не считаю это нужным!» Этот человек спросил: «Что же тебе в этом не нравится?» Малик ответил: «Мне не нравится то, что ты впадаешь в искушение!» Человек спросил: «Какое же искушение может быть в увеличении блага?» В ответ Малик сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит:
Пусть берегутся те, которые нарушают его (Пророка) приказ, чтобы их не постигло испытание или не постигло их наказание мучительное!». «Свет», 63.
А можно ли представить себе более сильное искушение, чем то, что ты будешь считать себя совершившим то, что не совершил и сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?!»
(Этот рассказ приводит Абу Шама в своей книге «Причины отрицания нововведений и новоизобретенного», передавая его со слов Абу Бакра ал-Халляля, стр. 14).
Таковы эти примеры. Что же касается знающих, то они никогда не переставали порицать тех, кто вводил новшества, и хвала Аллаху.
Хвала Аллаху за то, что мусульманские ученые не перестают отвергать нововведения и давать отпор тем, кто пытается ввести их в обиход, выступая со своими статьями на страницах газет и журналов, участвуя в радиопередачах, произнося пятничные проповеди, выступая на конференциях и читая лекции, что играет большую роль в деле просвещения мусульман, искоренения новшеств и подавления тех, кто пытается их вводить.
Шайх Салих Фавзан, "Книга Единобожия" Подготовил: sawab.info