Определение риба и хукм помощи в ростовщичестве

31.10.2013 | Автор:

Вопрос: Каково определение ростовщичества (риба)? Если принять во внимание тот факт, что экономика большинства стран основана на кругообороте капитала, который включает кредитование, считается ли прием оплаты в этой валюте, для какой бы то ни было работы, помощью системе, основанной на ростовщичестве? Является ли использование валюты государства, основанного на риба, соучастием в ростовщической экономике? Несомненно, работник ростовщического банка, так или иначе, принимает участие в ростовщических операциях, даже если он является охранником банка.

Ответ: Хвала Аллаху.

Риба (ростовщичество) – это рост в определенной вещи, и это слово образовано от корня слова, означающего увеличение или надбавка. Всевышний Аллах говорит: «То, что вы отдаете в рост (риба) с целью увеличить (йарбу) их в людских богатствах, не умножит (ля йарбу) ничего перед Аллахом» (Коран, 30:39), то есть не увеличится и не повысится перед Аллахом.

Риба возникла во времена Невежества (Джахихийа), когда человек, давший взаймы, говорил должнику: «Отдай сто (которые ты должен) или мы увеличим до ста пятидесяти (и заплатишь потом)». Когда наступал срок выплаты ста пятидесяти, они говорили: «Отдай сто пятьдесят сейчас, или мы увеличим до двухсот», и так далее.

Шариат запретил также другой вид риба – так называемый риба аль-фадль, что означает обмен одинаковыми товарами разного качества с надбавкой. Таким образом, продажа золота за золото дозволено только когда соответствует их количество, и передается из рук в руки (на месте и без отсрочки). Условием заключения подобной сделки является немедленная передача товара (из рук в руки) и равнозначность (обмениваемого имущества), а тот, кто дает или берет надбавку, занимается ростовщичеством. Если он продает са’а пшеницы за два са’а, то он так же занимается ростовщичеством, даже если обмен товаром происходит из рук в руки.

Кругооборот капитала существует как в исламском мире, так и в не исламских странах, целью чего является увеличение капитала. То же относится к кредитованию – деньги выдаются с условием, что при погашении кредита сумма увеличивается. Несомненно, подобные операции являются ростовщичеством.

В принципе, оборот капитала дозволен, если он основан на торговле, а прибыль распределяется между владельцем капитала и рабочим. Это называется спекуляцией (получение дохода за счёт разницы между ценами покупки и продажи – прим. пер.), и в этом нет ничего плохого, если капитал отделен от прибыли.

Если же этот капитал вкладывается в ростовщические банки, то получение ростовщической прибыли с этого капитала является харамом, запретным к употреблению. Нельзя иметь дело с такими банками, и нельзя брать кредиты под проценты. Так же нельзя брать зарплату в этой валюте, если эта работа помогает функционированию системы, основанной на риба.

Что касается использования валюты (например, долларов), то в этом нет ничего плохого, в случае необходимости, даже если это содействует развитию экономики данной страны, поскольку доллары принимаются во многих исламских и других странах, поэтому, в случае нужды, дозволено пользоваться ими. Если же имеется мусульманская валюта, то следует ограничиться ею.

А Аллах знает лучше.

Шейх Абдуллах б. Джибрин, да помилует его Аллах.

Islam Q&A, фатва № 129458
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.