Далилы запретности одежды ниже щиколоток

27.05.2011 | Автор:

Вопрос: Один брат сказал мне, что носить одежду ниже щиколоток (исбаль) запрещено, и что есть много хадисов, подтверждающих это. Я хотел бы узнать ваше мнение на этот счет.

Ответ: Хвала Аллаху.

То, что тебе сказал твой товарищ — правда. От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передано много хадисов, запрещающие исбаль (опускание одежды ниже щиколоток), например:

Передал Бухари, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Часть изара, опускающаяся ниже щиколоток, будет в огне». Хадис передал аль-Бухари (5787).

И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Три человека, на которых не посмотрит Аллах в День Воскресения и не очистит их, и для них мучительное наказание: носящий одежду ниже щиколоток, тот, кто упрекает своими услугами, и продающий свой товар ложными клятвами». Хадис передал Муслим (106).

И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Исбаль (одежда ниже щиколоток) —  в изаре (нижней части одежды), рубашке и чалме. Кто волочит по земле что-нибудь из них с высокомерием, не посмотрит на него Аллах в День Воскресения». Хадис передали Абу Дауд (4085) и ан-Насаи (5334), с достоверным иснадом.

Ибн Аббас передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах всемогущий и великий не посмотрит на того, кто одевает изар, опускающийся ниже щиколоток». Хадис передал ан-Насаи в «аль-Муджтаба», Китаб аз-Зина, глава Исбаль аль-Изари.

Передается от Хузейфа, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, схватил меня за за голень и сказал: «Это — место изара. Если ты противишься, то опусти, и если противишься, то нельзя, чтобы он достигал лодыжки» Хадис передал ат-Тирмизи, который сказл что этот хадис хасан сахих. См. «Сунан ат-Тирмизи» (1783).

Все эти хадисы объединяются в запрете исбаля, без разницы, делается ли это из кичливости и высокомерия или нет. Но если человек совершает это из высокомерия, то нет сомнения, что его грех больше. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах не посмотрит на того, кто волочит изар по земле из высокомерия». Хадис передали Бухари (5788), Муслим (2087).

Джабир бин Сулайм сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Остерегайся одевать одежду ниже щиколоток — поистине, это показуха, а Аллах не любит показуху»”. Хадис приводится в Сахих ат-Тирмизи (2722).

Человек не может полностью избавиться от кичливости, даже если он утверждает обратное, что не допустимо, потому что это является самовосхвалением. Но если за него свидетельствует аль-Вахи (откровение), тогда мы верми в это, как пришло в хадисе, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто волочит одежду из высокомерия, Аллах не посмотрит на него в День Воскресения». Абу Бакр сказал: «О Посланник Аллаха, мой изар опускается, если я не слежу за ним» Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, ты не из тех, кто делает это из высокомерия» Хадис передал Бухари (5784).

И из того, что указывает на запретность исбаля, даже если нет в этом высокомерия, является хадис Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Изар мусульманина должнен доходить до середины голени, и нет греха, если конец изара находится между серединой голени и щиколотками, но все что ниже щиколоток, будет в Огне, и кто волочит свой изар по земле, не посмотрит на него Аллах». Хадис передал Абу Дауд (4093) с достоверным иснадом. В этих хадисах упомянуто два разных поступка, влекущих за собой два разных наказания.

Передал Имам Ахмад от Абдурахмана бин Йакуба, что он сказал: “Я спросил Абу Саида, слышал ли он от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что-ниубдь об изаре? Он сказал: Да, слушай! Я слышал, что он говорил: «Изар верующего должен доходить до середины голени, и нет греха, если конец изара находится между серединой голени и щиколотками, но все что ниже щиколоток — в Огне». И он (Пророк) повторил это три раза”.

Передается от Ибн Умара, что он сказал: «Я проходил мимо Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мой изар был опущен. Он сказал: «О Абдуллах, подними свой изар!» и я поднял его. Он сказал: «Еще» и я поднял еще, и после этого я всегда соблюдал это. Некоторые люди спросили его: «Докуда (ты поднял изар)?» Он сказал: «До середины голени». Хадис передал Муслим (2086), «Китаб аль-Кабаир» лиз-Захаби (131-132).

Исбаль относится как к мужчинам, так и к женщинам, на что указывает хадис от ибн Умара, который сказал: «Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, Аллаха сказал: «Кто волочит (края одежды по земле) из гордости, Аллах не посмотрит на него» Умм Салама спросила: «О Посланник Аллаха, а что делать женщинам с подолом платья?» Он сказал: «Пусть опустят её на пядь» Она спросила: «А если их ноги будут видны?» Он сказал: «Пусть удлинят её на локоть, но не больше». Хадис передал ан-Насаи.

Наказание может произойти уже в этом мире, как пришло от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек шел, надменно восхищаясь собой и своей одеждой, и Аллах приказал земле поглотить его, и он будет мучаться там до Дня Воскресения». Хадис передал Муслим (2088).

Islam Q&A Фатва № 762
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.