Этикет сна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Вопрос: Я хотел бы узнать, как спал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует? Спал ли он на кровати или на земле? Произносил ли он определенные мольбы перед сном?
Ответ: Хвала Аллаху.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда спал на постели, иногда на кожаной подстилке, иногда на циновке, иногда на земле, иногда на кровати без постели, а иногда на своем черном плаще.
‘Аббад ибн Тамим передал от своего дяди, что тот видел, как посланник Аллаха, лежал в мечети, положа одну ногу на другую. Этот хадис привели аль-Бухари (475) и Муслим (2100).
Постелью ему служил кожаный матрас, набитый растительным волокном, у него также была грубая ткань, на которой он спал, сложив её пополам. Он ложился на постель и укрывался покрывалом. Он сказал своим женам: «Джибриль никогда не приходил ко мне, когда я был под покрывалом одной из вас, кроме ‘Аиши» (аль-Бухари, 3775). Подушка его была из кожаного чехла, а набита растительным волокном.
Когда он собирался отойти ко сну, то говорил:
اللَّهُمَّ بِاسْمِكَ أَحْيَا وَأَمُوتُ
«О Аллах, с Твоим именем я оживаю и умираю /Аллахумма бисмика ахьйа ва амут/» (аль-Бухари, 7394).
Он собирал свои ладони, после дул на них и читал суру 113 — «Искренность», 113 – «Рассвет» и 114 – «Люди». Потом он протирал руками все части тела, которые мог, начиная при этом с головы, лица и передней части тела. Он делал это три раза.
Лежал он на правом боку, подкладывая правую руку под правую щеку, а после говорил:
اللَّهُمَّ قِنِي عَذَابَكَ يَوْمَ تَبْعَثُ عِبَادَكَ
«О Аллах, убереги меня от Своего наказания в тот день, когда Ты воскресишь Своих рабов/Аллахумма къыни ‘азабака йавма таб‘асу ‘ибадака/».
Отправляясь спать, он говорил:
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَكَفَانَا وَآوَانَا ، فَكَمْ مِمَّنْ لا كَافِيَ لَهُ وَلا مُؤْوِي
«Хвала Аллаху, Который накормил, напоил и защитил нас, и дал нам приют, а как много таких, для кого нет ни защитника, ни дающего приют!/Аль-хамду ли-Лляхи-ллези ат‘ама-на ва сакъа-на ва кафа-на ва аава-на. Фа кам мимман ля кафийа ля-ху ва ля муъви/».
Муслим передал также, что отправляясь в постель, он говорил:
اللَّهُمَّ رَبَّ السَّمَوَاتِ وَ الْأَرْضِ وَرَبَّ الْعَرْشِ الْعَظِيمِ، رَبَّنَا وَرَبَّ كُلِّ شَيْءٍ، فَالِقَ الْحَبِّ وَالنَّوَى، وَمُنْزِلَ التَّوْرَاةِ وَالْإِنْجِيلِ وَالْفُرْقَانِ، أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ كُلِّ ذِي شَرٍّ أَنْتَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهِ. اللَّهُمَّ أَنْتَ الْأَوَّلُ فَلَيْسَ قَبْلَكَ شَيْءٌ، وَأَنْتَ الْآخِرُ فَلَيْسَ بَعْدَكَ شَيْءٌ، وَأَنْتَ الظَّاهِرُ فَلَيْسَ فَوْقَكَ شَيْءٌ، وَأَنْتَ الْبَاطِنُ فَلَيْسَ دُونَكَ شَيْءٌ، اقْضِ عَنَّا الدَّيْنَ وَأَغْنِنَا مِنَ الْفَقْرِ
«О Аллах, Господь семи небес, Господь земли и Господь великого престола, Господь наш и Господь всего, Тот, Кто расщепляет зёрна и ядра, (Тот, Кто) ниспослал Тору, Евангелие и Различение! Прибегаю к Тебе для защиты от зла всего дурного, (ибо всё) это подвластно Тебе! Ты – Первый, и не было ничего до Тебя, О Аллах, Ты – Последний, и не будет ничего после Тебя, Ты – Высочайший, и нет ничего над Тобой, Ты – Ближайший, и нет ничего за Тобой, избавь же нас от долга и избавь нас от бедности! /Аллахумма, Рабба-с-самавати валь-арды ва Рабба-ль-‘аршиль-‘азым! Рабба-на ва Рабба кулли шейъин, фаликъа-ль-хьабби ван-нава, ва мунзилят-Таврати валь-Инджили валь-Фуркъан! А‘узу бика мин шарри кулли зи шаррин Анта ахизун би-насыйатихи. Аллахумма Анта-ль-Аввалю фа лейса къабляка шейъун, ва Анта-ль-Ахыру фа лейса ба‘дака шейъун, ва Анта-з-Захиру фа лейса фавкъака шейун, ва Анта-ль-Батыну фа лейса дунака шейъун, икъды ‘анна-д-дейна ва аг’нина миналь-факър/» (Муслим, 2713).
Когда же он, да благословит его Аллах и приветствует, просыпался, то говорил:
الْـحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَحْيَانَا بَعْدَ مَا أمَاتَنَا وإِلَيْهِ النُّشُورُ
«Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как Он умертвил нас, и к Которому предстоит возвращение для отчёта /Аль-хьамду ли-Лляхи-ллези ахьйана ба‘да ма аматана ва илейхин-нушур/» (аль-Бухари, 6312), после этого он использовал сивак, веточку для чистки зубов, а после иногда читал десять аятов из суры «Семейство ‘Имрана»: «Воистину, в сотворении небес и земли…» (сура «Семейство ‘Имрана 190-200).
Он, мир ему и благословение, говорил:
اللّهُمّ لَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ نُورُ السّمَاوَاتِ والأرْض وَمَنْ فِيهِنّ، وَلَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ قيِّمُ السّمَاواتِ والأَرْضِ وَمَنْ فِيهِنّ ، وَلَكَ الْحَمدُ أَنْتَ الحَقّ، وَوَعْدُكَ الحَقّ، ولِقَاؤُكَ حَقّ ، والْجَنةُ حَقّ ، والنّارُ حَقّ ، والنَّبِيُّونَ حَقٌّ، ومُحمَّدٌ حَقٌّ، والسّاعَةُ حَقّ. اللّهُمّ لَكَ أَسْلَمْتُ، وَبِكَ آمَنْتُ، وَعَلَيْكَ تَوَكّلْتُ، وَإِلَيْكَ أَنَبْتُ، وَبِكَ خَاصَمْتُ، وإلَيْكَ حَاكَمْتُ، فاغْفِرْ لِي مَا قَدّمْتُ وَما أَخّرْتُ وَما أَسْرَرْتُ ومَا أَعْلَنْتُ. أَنْتَ إِلهِي لا إلَهَ إلاّ أَنْتَ
«О Аллах, хвала Тебе, Ты — Свет небес, земли и всех их обитателей! Хвала Тебе, Ты управляешь небесами, землей и всеми, кто там обитает! Хвала Тебе; Ты — Истина, и обещание Твоё — истина, и встреча с Тобой — истина, и Рай — истина, и Огонь — истина, и пророки — истина, и Мухаммад — истина, и Час этот — истина! О Аллах, Тебе я предаюсь, в Тебя верую, на Тебя уповаю, Тебе приношу покаяние, благодаря Тебе веду споры и к Тебе на суд обращаюсь, так прости же мне мои прошлые и будущие (грехи), совершённое мной тайно и сделанное открыто! Ты – мой Бог, и нет другого, кроме Тебя! /Аллахумма, лякаль-хьамду Анта нуру-с-самавати валь-арды ва ман фихинна! Ва лякаль-хьамду, Анта Къаййиму-с-самавати валь-арды ва ман фихинна! Ва лякаль-хьамду, Анта-ль-Хьаккъу, ва ва‘дукаль-хаккъу, ва ликъаука хьаккъ, валь-джаннату хьаккъ, ван-нару хьаккъ, ван-набиййуна хьаккъ, ва Мухьаммадун хьаккъ, вас-са‘ату хьаккъ! Аллахумма, ляка аслямту, ва бика аманту, ва ‘алейка таваккальту, ва иляйка анабту, ва бика хасамту ва иляйка хьакамту, фа-г’фир ли ма къаддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту ва ма а‘лянту! Анта Иляхи, ля иляха илля Анта/» (аль-Бухари, 1120).
Он спал первую часть ночи и просыпался в последнюю её часть. Но иногда он не спал и в первую часть ночи, если того требовали дела мусульман. Спали его глаза, но сердце не засыпало. Если он засыпал, то его не будили, пока он сам не просыпался.
Если в пути он останавливался для отдыха, то он ложился спать на правый бок. Если же он останавливался незадолго до утренней зари, он протягивал свой локоть и клал свою голову на руку. Об этом передал ат-Тирмизи.
Сон его был умеренным. Именно такой сон полезен, по словам докторов. Доктора говорят, что сон должен занимать третью часть суток, то есть быть около 8 часов.
См. «Заду-ль-ма‘ад» (1/155).
Сайт "Ислам: Вопрос и Ответ", фетва № 21216