Иблис все еще жив?
Если джинны живут и умирают, значит ли это, что Иблис уже умер? Или он всё ещё жив?
Согласно закону Аллаха, человек подвергается трудностям и испытаниям, чтобы он очистился. Всевышний сказал: «…и Аллах испытал бы то, что в вашей груди, и очистил бы то, что в ваших сердцах» (Коран, 3:154).
Одним из испытаний Аллаха для нас является Иблис – да проклянёт его Аллах! Всевышний Аллах сделал его одним из тех, кому предоставлена отсрочка до определенного времени, и кто удерживает от благого и повелевает зло, запрещает одобряемое и приказывает порицаемое. Есть те, которые верят ему, и многие из сыновей Адама последовали ему. Иблис впал в заблуждение и сбил других. Он поклялся сделать это, как сообщил нам Всевышний Аллах:
“Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис сказал: «Неужели я паду ниц перед тем, кого Ты создал из глины?» Он сказал: «Посмотри на того, кому Ты отдал предпочтение предо мною. Если ты дашь мне отсрочку до Последнего дня, то я покорю его потомство, за исключением немногих». Он сказал: «Ступай! И если кто последует за тобой, то Геенна будет для вас воздаянием, полным воздаянием. Одурачивай своим голосом, кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей и давай им обещания. Воистину, обещания сатаны – всего лишь обольщение. Воистину, ты не властен над Моими рабами. Довольно того, что твой Господь является их Попечителем и Хранителем»“ (Коран, 17:61-65).
Всевышний Аллах сказал:
“Мы сотворили вас, потом придали вам облик. Потом Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом!» Они пали ниц, и только Иблис не был в числе поклонившихся. Он сказал: «Что помешало тебе пасть ниц, когда Я приказал тебе?» Он сказал: «Я лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его – из глины». Он сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе превозноситься здесь. Изыди, ибо ты – один из униженных». Он сказал: «Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены». Он сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка». Он сказал: «За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными». Он сказал: «Изыди отсюда презренным и отверженным! А если кто из них последует за тобой, то Я заполню Геенну всеми вами»” (Коран, 7:11-18).
Эти и другие аяты ясно указывают, что Иблис – да проклянёт его Аллах! – получил отсрочку от Аллаха до определенного дня, о котором известно только Аллаху. Всевышний сказал:
”Он сказал: «Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены». Он сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка до дня, срок которого определен»“ (Коран, 38:79-81).
Учёные по-разному толкуют смысл слов Всевышнего «до дня, срок которого определен». Некоторые из них сказали, что это День Воскресения, когда во второй раз подуют в Рог. Другие сказали, что это срок жизни, предопределённой Иблису.
Большинство учёных придерживаются мнения, что «день, срок которого определён» − это не второе дуновение в Рог, а день смерти всех творений, которые погибнут от первого дуновения. Они сказали: Потому, что после Воскрешения (после второго дуновения в Рог) смерти больше не будет. Всевышний сказал: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в нее подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (Коран, 39:68).
Аль-Байдави в своём тафсире сказал: «до дня, срок которого определен» − это время, предначертанное тебе Аллахом, или смерть всех людей, и это – первое дуновение, по мнению большинства учёных. (Тафсир аль-Байдави, 3/370)
Аль-Къуртуби, да смилостивится над ним Аллах, в тафсире этого аята сказал:
̶ Ибн Аббас сказал: Здесь подразумевается первое дуновение. То есть, когда умрут все творения. Также было сказано, что это − назначенное время, знание о котором у Аллаха, и не знает о нём Иблис, который умрёт и будет воскрешён. Всевышний Аллах сказал: «Все на ней (земле) смертны» (Коран, 55:26). Тафсир аль-Къуртуби (10/27).
Ат-Табари в своём тафсире от ас-Судди сказал:
̶ ”Он (Иблис) сказал: «Господи! Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены». Он сказал: «Воистину, ты – один из тех, кому предоставлена отсрочка до дня, срок которого определен»“ (сура «Сод», 79-81 аяты). Аллах дал ему отсрочку не до Дня воскресения, а до дня, срок которого определён. Это день первого дуновения в Рог, в результате которого все обитатели небес и Земли лишатся чувств и умрут. (8/132)
Имам аш-Шавкани в тафсире этого аята сказал:
̶ Это день, который предопределил Аллах для гибели всех творений, что произойдёт во время последнего дуновения. Так же сказано, что это первое дуновение. Было сказано: Иблис попросил отсрочку до Дня воскресения, чтобы избежать смерти, потому что, получив эту отсрочку, он не умер бы до Воскрешения. Во время Воскрешения не умирают, и таким образом, он избежал бы смерти. Но Аллах не удовлетворил желание Иблиса и нарушил его планы Своим ответом, дав ему отсрочку до дня, срок которого предопределён, и о котором знает Аллах, и никто другой. (Фатх аль-Къадир, 4/446)
Это означает, что Иблис – да проклянёт его Аллах! – до сих пор жив, и не перестаёт распространять нечестие на Земле и сбивать людей с пути Аллаха. Но он не проживёт до Дня воскресения – ему предначертан срок, когда он умрёт, и Аллах знает лучше об этом сроке. Всевышний сказал: «Каждая душа вкусит смерть» (Коран, 3:185), а так же: «Все на ней (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (Коран, 55:26-27).
— Читайте также: Вражда шайтана к человеку.
Есть так же сообщения, которые указывают на то, что Иблис – да проклянёт его Аллах! – был жив во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
• Появление Иблиса в день Бадра в образе Суракъа б. Малика. Всевышний Аллах сказал: “Вот сатана приукрасил для них их деяния и сказал: «Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству». Но когда два отряда увидели друг друга, он повернул вспять и сказал: «Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании»” (Коран, 8:48).
Ибн Касир в тафсире этого аята сказал:
̶ Иблис – да проклянёт его Аллах! – украсил им причину и цели их прибытия. Он внушил им, что в этот день никто не сможет одолеть их, и устранил опасения насчёт того, что их дома подвергнутся нападению со стороны их врага — племенем Бану Бакр. Он сказал: «Поистине, я ваш сосед (который поможет каждому из вас)», потому что он явился в образе Суракъа б. Малика б. Джа’шама, предводителя племени Бану Мудлидж и лидера этого округа. Всё это – козни Иблиса, как сказал Всевышний: «Он дает им обещания и возбуждает в них надежды. Но сатана не обещает им ничего, кроме обольщения» (Коран, 4:120).
Ибн Джурайдж сказал: Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, насчёт этого аята сказал: «В день Бадра Иблис пришёл с флагами и со своим войском, вместе с мушриками. Он наполнил сердца мушриков уверенностью в том, что никто не победит их, и что он является их надёжным соседом. Но когда они встретились, и шайтан увидел ангелов, пришедших на помощь мусульманам, он повернул вспять и сказал: «Поистине я вижу то, чего не видите вы!». (Тафсир Ибн Касира, 2/318)
• Так же появление Иблиса – да проклянёт его Аллах! – в день Ухуда. В достоверном хадисе передается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: В день Ухуда мушрики терпели поражение, и Иблис закричал: «О, рабы Аллаха! Защищайте тыл!». Тогда они развернулись и ряды перемешались. Хузайфа увидел (в гуще битвы) своего отца аль-Йамана и закричал: «О, рабы Аллаха! Мой отец, мой отец!». Клянусь Аллахом, они (мусульмане) не остановились, пока не убили его (аль-Йамана по ошибке). Хузайфа сказал: «Да простит вас Аллах!». ‘Урва (один из передатчиков хадиса) сказал: «Клянусь Аллахом, по этой причине добро Хузайфа (выкуп за смерть отца) не закончилось, пока он не встретился с Аллахом!». Хадис передал аль-Бухари (3047).
• В достоверных хадисах передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел Иблиса. Передается, что Абу ад-Дардаъ, да будет доволен им Аллах, сказал: Пророк, мир ему и благословение Аллаха, встал, и мы слышали, как он говорил: «Да упасёт меня Аллах от тебя!». Затем он три раза сказал: «Я проклинаю тебя проклятием Аллаха!», и протянул руку, как будто хотел схватить что-то. Когда он завершил молитву, мы спросили: «О, посланник Аллаха! Мы слышали, как ты во время молитвы говорил то, что никогда не слышали от тебя прежде! И мы видели, как ты протянул руку!». Он сказал: «Поистине, враг Аллаха – Иблис приходил ко мне с огненным шаром, чтобы бросить мне в лицо, и я три раза сказал: Да упасёт меня Аллах от тебя! Затем я сказал: Я проклинаю тебя совершенным проклятием Аллаха! Но он не отстал даже после того, как я повторил это три раза. Затем я захотел взять его и, клянусь Аллахом, если бы не молитва (дуа) нашего брата Сулеймана, он оказался бы в цепях, и дети Медины играли бы им». Хадис передали Муслим (843) и ан-Насаи (1200).
Передается от Абу Са’ида аль-Худри, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил утреннюю молитву, и аль-Худри молился позади него. Читая Коран (в молитве) он запутался. Закончив молиться, он сказал: «Если бы вы могли видеть меня и Иблиса. Я схватил его рукой и не переставал душить его, пока не почувствовал холод его слюны между двумя этими пальцами – большим и ближайшим к нему. Если бы не молитва моего брата Сулеймана, он оказался бы привязан к одному из столбов мечети, и мальчики Медины играли бы им. Тот из вас, кто сможет помешать ему пройти между ним и киблой, пусть сделает это». Хадис передал Имам Ахмад (11354).
• Передается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Воистину, трон Иблиса находится на море, где он готовит отряды для того, чтобы сеять смуту среди людей, и самым великим среди них считается тот, кто больше всех посеет смуту». Хадис передали Муслим (5031) и Ахмад (1427).
Таким образом, Иблис – да проклянёт его Аллах! – всё ещё жив, и умрёт в предопрделённое для него время, до наступления которого Аллах дал ему отсрочку. Согласно более предпочтительному мнению учёных, это время первого дуновения в Рог. А Всевышний Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.
Islam Q&A фатва № 10034 Перевод: sawab.info